Например TDA7294

Форум РадиоКот • Просмотр темы - Электрохимическое травление
Форум РадиоКот
Здесь можно немножко помяукать :)



Текущее время: Вт июл 16, 2019 11:30:22

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


ПРЯМО СЕЙЧАС:



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
Не в сети
 Заголовок сообщения: Электрохимическое травление
СообщениеДобавлено: Ср фев 28, 2018 04:38:02 
Первый раз сказал Мяу!
Аватар пользователя

Карма: 5
Рейтинг сообщений: 5
Зарегистрирован: Ср авг 17, 2011 22:08:57
Сообщений: 31
Рейтинг сообщения: 0
Привет, Котаны!
Поискал подобную тему, но с удивлением не обнаружил ни одной...

Занялся я опытами, нашел у себя тонкую железную (сталь или чистое железо я не знаю, но ржваеет моментально) фольгу, которую я вытащил из старого кинескопа, у которого давно выгорел люминофор.

Вводные данные.
Толщина пластины (фольги): 0.1мм

Электролит:
-Пол литра воды
-2 ст. ложки поваренной соли

Источник напряжения (!!!):
-ATX бп 300Вт
Другого у меня нет...

Нанесение рисунка методом фотолитографии. Банальный фоторезист пленочный.
Надел нитриловые перчатки, взял пластину, отшлифовал её до блеска, закончив тысячной наждачкой. Протер её растворителем.
Разогрел ламинатор, нанес фоторезист на пластину с обеих сторон. Засветил чрез фотошаблон одну сторону, вторую сторону засветил без шаблона. Снял лавсановую пленку с обеих сторон, проявил. Далее, в оставленном заранее месте, припаял провод. Это у нас Анод!
Покрыл краской все открытые участки металла, которые не должны травиться, включая место пайки.



Первый раз я погрузил анод абы как, просто бросил в электролит, и примерно на расстоянии в 10см погрузил катод (саморез).
Площадь травления явно была больше площади поверхности катода (погруженной части самореза).
Запустил процесс, и через некоторое время заметил, что края уже протравились насквозь (да, я именно насквозь собираюсь протравливать заготовку), а центральная область пластины примерно наполовину. В итоге края сильно подтравились, а потом полностью растворились. Теперь центр отключен от источника питания. Заготовка испорчена.

Ладно, думаю, неравномерность травления обусловлена одним или несколькими факторами:
-плохо обезжиренная поверхность.
-малая площадь катода.
-пространственная ориентация катода и анода относительно друг друга.
-не постоянное расстояние между электродами.

Было решено слегка поменять тактику...
Собрал кассету из анода и катода, две пластины одного размера параллельно друг другу на расстоянии в 5см. Катод имея, примерно, размер анода, в отличии от последнего ничем не закрыт с обратной стороны, а значит площадь его поверхность в 2 раза больше.


В электролит был добавлен медный купорос, на те же пол литра 0.5 ст. ложки.
На этот раз я измерял ток во время процесса.
Погрузил кассету в электролит, подал питание. Ток 1.6А
Катод пузырится, все идет по плану.
Катод стал чернеть, это первое отличие, в первом варианте он не чернел. А на аноде начала осаждаться медь, приходилось её смахивать мягкой кистью. :facepalm:

Через некоторое время ток резко просел до 0.8А, и для меня это был сигнализатор, либо травление окончено, либо опять растворилась сетка по периметру и площадь поверхности резко уменьшилась. Достал кассету и понял, что это второй вариант. :(

Как видим, в первом случае подтравы незначительны, а во втором очень существенны.
В обоих случаях центральная область заготовки травилась медленнее периферийных участков.


Заметил одну закономерность. При травлении плат, к примеру, в разных растворах (хлорное железо, персульфат аммония, кислота+перекись), края плат всегда протравливаются первыми, а центр платы позже. На картинке изобразил фиолетовым фоторезист, желтым медь, черным подложку, на которую наклеена медь.

Лично у меня, стабильно травление проходит по такому сценарию, сначала края, потом периметр, и только за ними центральная область.

В чем причина данного явления, и как с ним бороться?

Размер ячейки сетки, которую я пытаюсь травить, примерно 1мм. Ширина стенок сетки примерно 0.15мм.
Травить нужно насквозь, в итоге должна получиться сетка! Нанести фоторезистом сетку на обе стороны не представляется возможным, такой точности без микроскопа я не достигну.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Электрохимическое травление
СообщениеДобавлено: Ср фев 28, 2018 07:50:50 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 35
Рейтинг сообщений: 861
Зарегистрирован: Пт ноя 11, 2016 06:48:09
Сообщений: 3350
Откуда: Сердце пармы
Рейтинг сообщения: 0
Медали: 1
Получил миской по аватаре (1)
неравномерность наблюдается из за притока свежего электролита сбоку, если присмотреться - области с низким % травления тоже травятся быстрее больших открытых площадок...
для равномерного травления я бы изобретал поточный метод (электрод валик (или огороженная электрически область) постепенно передвигается по заготовке в сторону подводящего ток провода)

_________________
Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством.


Вернуться наверх
 
JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет - любой!

Отличное качество, подтвержденное более чем 600,000 пользователей! Более 10,000 заказов в день.

Зарегистрируйтесь и получите два купона по 5$ каждый:https://jlcpcb.com/quote

Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Электрохимическое травление
СообщениеДобавлено: Ср фев 28, 2018 19:36:56 
Первый раз сказал Мяу!
Аватар пользователя

Карма: 5
Рейтинг сообщений: 5
Зарегистрирован: Ср авг 17, 2011 22:08:57
Сообщений: 31
Рейтинг сообщения: 0
неравномерность наблюдается из за притока свежего электролита сбоку, если присмотреться - области с низким % травления тоже травятся быстрее больших открытых площадок...
для равномерного травления я бы изобретал поточный метод (электрод валик (или огороженная электрически область) постепенно передвигается по заготовке в сторону подводящего ток провода)

Где то читал, что для более равномерного травления межэлектродное расстояние должно быть очень маленьким, а между электродами должен активно прокачиваться электролит.


Последний раз редактировалось aen Ср фев 28, 2018 21:57:40, всего редактировалось 1 раз.
Нарушение Правил форума п. 2.7


Вернуться наверх
 
PCBWay - всего $5 за 10 печатных плат, первый заказ для новых клиентов БЕСПЛАТЕН

Сборка печатных плат от $88 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

Онлайн просмотровщик Gerber-файлов от PCBWay
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Электрохимическое травление
СообщениеДобавлено: Чт мар 01, 2018 08:23:38 
Первый раз сказал Мяу!
Аватар пользователя

Карма: 5
Рейтинг сообщений: 5
Зарегистрирован: Ср авг 17, 2011 22:08:57
Сообщений: 31
Рейтинг сообщения: 0
Прочитал вчера нужные главы книги "Травление металлов(80)Ямпольский А.М."
Для травления фольги насквозь использовался электролит:



Попробовал, результат абсолютно тот же, края протравились насквозь, а центр нет (центр сетки опять отдельно). Прокачивал электролит большим шприцом. Уксусную кислоту использовал 70 процентную.
Фоторезист нанес на обе стороны, достаточно ровно смог совместить фотошаблоны с обеих сторон так, чтобы рисунок совпадал.
Травил с катодами по обе стороны заготовки.

upd.
Попробовал на сплав розе припаять фольгу к жестяной пластине (подложке), чтобы во время сквозного протравивания ток в центральную область тек не через тонкие элементы сетки, а через подложку.


Последний раз редактировалось DeltaDesignRus Чт мар 01, 2018 09:28:50, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 
Материалы вебинара: "Литиевые ХИТы FANSO или что нужно знать инженеру о батарейках"

На сайте Компэл доступны материалы вебинара, посвященного литиевым батарейкам FANSO. На мероприятии говорилось о том, на какие параметры следует обращать внимание, выбирая литиевый ХИТ, и как избежать некоторых проблем, затрагивались вопросы тестирования и пассивации батареек, и мн. др.
Вы можете посмотреть видеозапись вебинара, ознакомиться с презентацией и ответами на вопросы.
Подробнее>>
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Электрохимическое травление
СообщениеДобавлено: Чт мар 01, 2018 09:08:48 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 35
Рейтинг сообщений: 861
Зарегистрирован: Пт ноя 11, 2016 06:48:09
Сообщений: 3350
Откуда: Сердце пармы
Рейтинг сообщения: 0
Медали: 1
Получил миской по аватаре (1)
от того что по проволочкам течет ток они быстрее травиться не будут.
попробуй так:


Вложения:
трав.gif [5.4 KiB]
Скачиваний: 248

_________________
Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством.
Вернуться наверх
 
Конденсаторы Panasonic. Часть 1. Алюминий

Известная своими инновациями компания Panasonic даже в столь традиционные изделия как алюминиевые электролитические конденсаторы ухитряется вносить оригинальные и полезные конструктивные дополнения.
Отдельно можно выделить инновационное направление Panasonic, занимающееся разработкой и производством решений по отводу тепла, основу которого составляют специальные графитовые листы (семейство PGS). Емкостное направление Panasonic выпускает полимерные, пленочные и классические электролитические конденсаторы, о которых пойдет речь.
Подробнее>>
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Электрохимическое травление
СообщениеДобавлено: Чт мар 01, 2018 09:17:22 
Первый раз сказал Мяу!
Аватар пользователя

Карма: 5
Рейтинг сообщений: 5
Зарегистрирован: Ср авг 17, 2011 22:08:57
Сообщений: 31
Рейтинг сообщения: 0
Проволочки не будут быстрее травиться, да, а вот центральная область будет травиться ещё медленнее, когда у тонких проволочек будет расти сопротивление.
Не понял, что изображено на картинке?


Вернуться наверх
 


Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Электрохимическое травление
СообщениеДобавлено: Чт мар 01, 2018 09:52:28 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 35
Рейтинг сообщений: 861
Зарегистрирован: Пт ноя 11, 2016 06:48:09
Сообщений: 3350
Откуда: Сердце пармы
Рейтинг сообщения: 0
Медали: 1
Получил миской по аватаре (1)
вид сбоку (типа разрез) деталь перемещается под относительно узким катодом и травится позонно, а затем выходит из раствора, тем достигается отсутствие зон с относительно низкой скоростью травления, электролит циркулирует благодаря конвекции.

_________________
Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством.


Вернуться наверх
 


Показать сообщения за:  Сортировать по:  Вернуться наверх
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Extended by Karma MOD © 2007—2012 m157y
Extended by Topic Tags MOD © 2012 m157y