Акустическая система с открытым верхом
Автор: nkazolt Задумка была сделать хорошую акустическую систему хотя бы на 50 Вт. Выбор материалов АС будет из трех динамиков. Вопрос – сопротивление динамиков. Для хороших систем обычно рекомендуют 8 Ом, скажем, в «Радио» 1989, 6, 55; 1989, 7, 57 указана нагрузка 8 Ом. На сайте cxem.net прямо так и говорят: автомобильные динамики – для автомобилей, в других условиях ничего хорошего не будет. Сходил в магазин электронный, посмотрел на цены, и пришлось понять, что 8 Ом – это не для меня. Готовые колонки – тоже. Был еще пункт выдачи «Чип и дип», но это – то же самое, что «М. Видео». На авторынке оказалось очень много динамиков. Я выбрал шесть. DL Audio Piranha 200 V2 – это НЧ динамики МОЛНИЯ АС-МЛ165 – СЧ динамики ZEUS TZ-95 – ВЧ динамики. Вместе на 70$. Это огромные деньги. Корпус делался из еловой доски 1000 х 300 – мебельный щит - по двум причинам: А) дерево легче; Б) доска толстая, 18 мм – это предохранит от вибраций. Всего десять досок, на 3000 р. Я думал, они хотя бы ровно отпилены, оказалось, это не так. Также было куплено 12 м брусков 30 х 40, на 500 руб. Меньшего размера не было. Из них только 8 м были ровные, и 2 м более-менее. Конструкция Определялась материалами. Программы для моделирования АС показались мне неоправданно сложными для таких задач. В целом, расположение динамиков я делал интуитивно, исходя из гармоничного расположения динамиков. Поскольку инструментов для черчения окружностей у меня не было, я расчертил линию посредине доски, наметил центра и линейкой от них в разные стороны нанес 50-60 точек, отмеряя радиус, затем точки соединил по лекалу. Выпиливал лобзиком с узкой пилкой. Трудно было с ВЧ динамиком – под его выводы надо делать боковые прорези, в которых легко ошибиться. С несимметричным расположением фазоинверторов фокус также не получился – я налажал, пришлось делать одинаковые фазоинверторы, приклевая вставки.
Склеивалось это все дело на клей ПВА Столяр. Сначала к задней стенке были приклеены два бруска – вплотную к краю, а к боковым стенкам по одному бруску – с отступом в 15 мм от края. Каждый брусок просверливался в 5 точках сверлом на 3 мм, затем надсверливался немного на 6 мм (чтобы не вкручивать длинный саморез) и притянут как можно лучше к доске. Лучше выбрать ровные бруски, чтобы не было проблем. Отверстия в брусках должны быть просверлены в обоих гранях, чтобы притянуть обе стенки АС – по 10 отверстий в каждом бруске. Далее сушка 24 ч. После сушки убедитесь, что саморезы находятся в брусках и подготовлены к сборке. Я положил боковую стенку на пол, нанес ПВА Столяр на край боковой стенки и на заднюю стенку в месте крепления. Далее ПВА наносится на вторую боковую стенку и три стенки собираются между собой. Чтобы они не упали, надо подложить две рейки на место лицевой панели, а лучше использовать саму лицевую панель – доски все равно кривые, так более точно попадете в размер передней панели. Саморезы вкручивать не надо! Они выломают доску от себя и в месте соединения получится дыра. Напротив, эти три стенки сажаются просто на клей и склеиваются на собственном весу. Спереди они поддерживаются рейками или готовой лицевой панелью. Далее сушка 24 ч. После сушки затягивают саморезы в брусках – креплениях. Как можно лучше! Поскольку места становится мало, лучше использовать малую отвертку PH2, длиной в 4-5 см – это единственный инструмент, которым можно там закрутить. Наносится клей ПВА на переднюю панель и приклеивается к остальной конструкции. Далее сушка 24 ч. Далее затягивают саморезы для передней панели. Это необходимо сделать как можно лучше. Далее стыки надо герметизировать акриловой шпатлевкой. См. ниже фото изнутри и далее переходим к пассивным фильтрам.
Перегородок внутри я не делал. Я также не использовал звукопоглощающий материал, что объясняется данной конструкцией АС. Фильтры Мой усилитель был рассчитан на АС с пассивными фильтрами. Следовательно, требовалось узнать сопротивление динамиков, поскольку оно фигурирует в этих расчетах. Для этого была собрана схема на пальчиковой батарейке. Формулу для вычисления см. под схемой.
Если у Вас есть отдельно вольтметр и амперметр, чудесно. Если нет, Вам придется измерять эти величины по отдельности. ВЧ динамик можно не мерить. Выяснилось, что сопротивления DL Audio Piranha 200 V2 и МОЛНИЯ АС-МЛ165 составляют 3,7 Ом. Как раз, в пределах «допуска». Китайцы проявили себя в очередной раз, надув «белую обезьяну». Сначала я собрал обычный фильтр. Частоты раздела были выбраны 700 Гц, 6500 Гц. Включив два динамика DL Audio Piranha 200 V2 и МОЛНИЯ АС-МЛ165, я был в ужасе, поскольку МОЛНИЯ АС-МЛ 165 была на громкости 0,5 – 1,0 Вт, притом что подавалось ватт сорок. Т.е. СЧ динамик вовсе не работает. Я не знаю, что там на коробке пишут, но это было гуано. Я боялся завала средних частот! Следовательно, надо было внимательнее рассматривать динамик МОЛНИЯ АС-МЛ165. Пробовал я измерять импеданс МОЛНИЯ АС-МЛ165, но график лично мне ничего не дает. Если у Вас нет измерителя АЧХ, калиброванных микрофонов – вы ничего не измерите. Точность измерительного прибора – половина его деления. Взяв линейку с отметками через 500 мм, Вы не измерите длины размером 0,1 мм. Динамик надо слушать. Причем слушать внутри готового корпуса – я этого не делал, полагаясь на слух. Корпус не был готов. При прослушивании DL Audio Piranha 200 V2, я услышал очень неприятные, выделяющиеся громкостью звуки на 2000 и 4600 Гц. При прослушивании МОЛНИЯ АС-МЛ165 , услышал очень неприятные громкие звуки на 2200 Гц. Кстати, выше 7000 Гц громкость очень снизилась, что должно было навести на размышления. Более 17600 Гц динамик не воспроизводит. Напротив, DL Audio Piranha 200 V2 – классный динамик, который без фильтров работал просто замечательно. У него было прозрачное звучание и внятные басы. На мелодиях у него были неприятные призвуки – я потом их выяснил, подключив звуковой генератор – на 4600 Гц это было описано выше. Мне не понравилось использование обоих динамиков без фильтров. Подключив СЧ динамик без фильтров, я выяснил его смысл. Я ставил разные мелодии. Свойства этого динамика лучше всего проявляются на африканских барабанах или румбе, с очень сложной партией барабанов я услышал наконец СЧ динамик и оставил его напрямую. На классической музыке он совершенно бестолковый. Итак, вся колонка базировалась на DL Audio Piranha 200 V2, у которого призвуки срезаются фильтром. Частоты раздела: До 2000 Гц работает DL Audio Piranha 200 V2 МОЛНИЯ АС-МЛ165 – включена напрямую ZEUS TZ-95 – работает выше 6500 Гц.
Пробовал я менять фазировку колонок – это не дало хороших результатов. Сборка Впервые я собрал эту АС без верхней крышки. И тут самое интересное. Звук без верхней крышки мне понравился больше. Он был более прозрачным, громким, бас был мягким, вибрация совершенно отсутствует. Устанавливал я на верхнюю крышку герметичное уплотнение от дверей. Крышку придавливал стопкой книг. Звук с верхней крышкой мне не понравился. Его бас был более «студийным», но бас был чрезмерным и прозрачность отсутствовала. Итак, сверху я установил сетку
Рамка была сделана из куска доски. Сетка прибивается скрепками к рамке, затем наносится клей ПВА и приклеивается сверху на конструкцию. Желательно как можно лучше заполнить промежутки между рамкой и стенками. Это требуется, поскольку на данном этапе нанести шпатлевку – герметик затруднительно. Все это, безусловно, необходимо устанавливать без динамиков. Далее ставится фильтр, к которому предварительно припаяны провода. Провод укорачивают и присоединяют к ВЧ динамику. Ставят ВЧ динамик. Я поставил сзади шайбу и две гайки. Все крепится на М3. Через следующее отверстие проводят провод СЧ динамика, припаивают и ставят СЧ динамик Далее укорачивают провод НЧ динамика и ставят его. Далее внешняя отделка. С дермантином не задалось у меня сразу. На форуме Радиокота читал я, что требуются стержни для клеевого пистолета – которыми это дело и клеится, но было уже поздно. Вообще у АС должна быть нижняя крышка, для приличия. Но, поскольку установлено это на полу, а герметичности особой снизу не нужно, то…. Вид АС неказистый, но работает она отлично. Не верьте – попробуйте!
Всего я сделал две таких колонки. Приготовил я также и усилитель для них, см. фото во включенном состоянии.
Вот итоговый результат. Если вы делаете провода длиннее 5 м, то можно использовать автокомпенсацию сопротивления проводов, описанную в «Радио» 1989, 6, 55; 1989, 7, 57. Присоединение к этим АС провода более 1 мм2 не имеет смысла. У меня был другой усилитель и более короткие провода. Впрочем, область акустической электроники представляет сегодня огромный многослойный бред. Одна данная колонка легко справляется с любой попсой. А если Вы сделаете две колонки, то приготовьтесь услышать классическую музыку на очень хорошем уровне. Слушать через них нужно нормальные записи – единственными таковыми являются компакт-диски. Более того, некоторая классическая музыка была записана на пластинки, и до сих пор никем не перезаписана, так что записи с пластинок – единственные. Впрочем, это другое. Вы можете сделать активные фильтры и применить три усилителя. Если присоединить адаптер Bluetooth, например, BLS-B11, и если Вас устраивает качество передачи, можно связать с любым устройством, компьютером, например.
Выводы. 1. Из автомобильных динамиков можно сделать АС хорошую и даже лучше хорошей. Для этого не требуется сложных инструментов. Данные АС лучше любой, стоящей в магазине, вплоть до 500 $. Просто надо учитывать специфические АЧХ данных колонок и выбрать другие частоты раздела. 2. Динамик надо слушать. 3. А кроме того, дерево играет… Это была третья, субъективная, причина сделать АС из еловой доски.
Все вопросы в Форум.
|
|
|||||||||||||||
|
||||