Например TDA7294

РадиоКот >Схемы >Аудио >Акустика >

Теги статьи: Добавить тег

Напольные АС

Автор: PuhVinni, puh.net@inbox.ru
Опубликовано 22.08.2013
Создано при помощи КотоРед.


Решил пополнить ваш раздел «Акустика». Предлагаю свой вариант переделки «легендарных S-90», а точнее изготовления новых АС совершенно другого класса с использованием потрохов от старых колонок. На фото вы можете видеть то, что у меня получилось.

Сейчас можно встретить много нелестных отзывов о звучании этих колонок, хотя с уверенностью могу сказать, что в ценовой категории от 15 до 20 тысяч рублей аналогов по звучанию вы вряд ли найдете. Недостатки же в звуке чаще связаны с проявившимися, с течением достаточно долгого времени эксплуатации, огрехами сборки (в виде не пропаянных соединений, открутившихся винтов и т. д.), а еще чаще с рассохшимися корпусами из ДСП.

 

Поэтому когда встал вопрос о замене колонок, после обхода всех магазинов в своем городе, прослушивании (где было можно), разговоров с продавцами, было решено переделать имеющиеся S-90. Перерыл интернет, ознакомился с работами других умельцев, а так же почитал форум по этой теме у знаменитого Клячина. Список источников в конце статьи. Очень хотелось попробовать корпус типа «закрытый ящик». Рекомендованный объем 80 литров. Могу сразу сказать, что динамики 30ГД2 в таком корпусе у меня не зазвучали. Поэтому пришлось в уже готовые корпуса рассчитывать и вставлять фазоинверторы. Результат превзошел все ожидания.

 

Теперь по порядку о процессе изготовления. Самое главное в построении АС выбор материала корпуса. Не беря во внимание мрамор и специальные композитные материалы, наилучший (из доступных) материал для корпусов колонок это МДФ толщиной от 20мм. Кто на «ты» с плотницкими работами могут раскроить сами. Однако лучше заказать уже раскроенные на специальном станке панели, в какой-нибудь небольшой мебельной конторе. Итак, заказываем панели корпуса. Передняя панель у меня двухслойная: МДФ 20мм + ДСП 10мм.

 

 

Пока ждем, когда их изготовят, купим все необходимое для сборки:

  1. Клей ПВА мебельный (густой) 2 банки;

  2. Клей ЭДП 1коробка большая;

  3. Герметик силиконовый 1туба (цвет роли не играет);

  4. Автомобильная шпатлевка;

  5. Саморезы по дереву 4х60 сколько не считал;

  6. Саморезы по дереву 3,5х15 для крепления элементов фильтра;

  7. Саморезы 5х30 для крепления НЧ динамиков;

  8. Саморезы 4х50 с аккуратными шляпками для крепления остальных динамиков, и решеток НЧ динамиков;

  9. Синтипон толшиной 20-40 мм;

  10. Провод медный обмоточный d=2mm, лучше советских времен, для монтажа фильтров;

  11. Клеммы приборные желтые 4шт., или готовые колодки для АС с клеммами;

  12. Акустический провод 2*2,5 для НЧ динамика и клемника, 2*1,5 для СЧ и ВЧ динамиков.

    Наконец забрали готовые панели и приступаем к сборке. В задней панели вырезаем отверстие либо под новый клеммник, либо под переделанный старый (см. 11). Собираем коробки без передних панелей. Стыки панелей корпусов обильно смазываем клеем ПВА, так что бы при сборке клей выдавливался наружу. Соединение усиливаем саморезами (у меня через каждые 100-120мм), которые перед ввинчиванием окунаем в разведенную эпоксидку. Под саморезы предварительно засверливаем отверстия и зенкуем их так, что бы шляпки утопились на 2-3 мм. К сожалению не фотографировал этапы сборки корпуса.

    Расположение лонжеронов в корпусе.

    Вид спереди. Вид в разрезе с боку.

 

Оставляем сохнуть на сутки. Далее в 3-4 слоя промазываем внутреннюю поверхность стенок клеем ПВА (см. 7) с промежуточной сушкой между слоями в 2 часа. Особенно уделяем внимание промазыванию стыков панелей и углов. Ни в коем случае не надо ничем мазать переднюю панель. Намазав последний слой приклеиваете к нему синтипон. Оставляете сохнуть дня на два.

Пока корпуса сохнут, займемся передней панелью. Она у нас будет 2х слойная. Один слой МДФ 20мм, второй, наружный, ламинированная ДСП 10мм. Такая конструкция позволяет обойтись без фрезера для выборки углублений под фланцы динамиков. В МДФ размечаем и вырезаем отверстия под динамики и фазоинвертор, а в ДСП соосно с первыми выборки под фланцы. Кому больше нравиться симметрия могут разместить динамики в одну линию, я же, прочитав статью Демьянова в журнале Радио (см. 8), решил оставить смещение СЧ и ВЧ динамиков от осевой линии и тупо сделал лекало с корпуса доноров.

Корпуса просохли, продолжаем сборку. Приклеиваем на ПВА и прикручиваем саморезами на ЭДП переднюю панель из МДФ, а к ней приклеиваем на ПВА и прижимаем струбцинами панель из ДСП. Опять оставляем сохнуть на сутки.

Теперь шпатлевкой заделываем шляпки саморезов, после чего корпус ошкуриваем.

 

Отделка корпусов зависит от вкуса и возможностей конкретного человека. Я обклеил корпуса самоклейкой в тон передней панели. Хотя если бы я делал их сейчас то наверно лучше бы загрунтовал и покрасил рояльным лаком, как делают в престижных АС.

 

Теперь займемся фильтром. Его детали с металлического шасси я перенес на куски МДФ, оставшиеся при выпиливании отверстий под басовые динамики.

Каждый элемент снизу обильно мажем силиконовым герметиком, после чего прикручиваем саморезами. Шляпки саморезов я тоже намазал герметиком от раскручивания. Перепаиваем фильтр толстым медным проводом, убираем лишние детали и провода, которые шли к аттенюаторам. Подпаиваем акустический провод от фильтра к клеммнику и динамикам. Фильтр на саморезы прикручиваем к задней панели прямо по верх синтипона за НЧ динамиком. Мажем герметиком и прикручиваем клеммник.

 

Фазоинвертор желательно расположить как можно ближе к НЧ головке. Промазываем герметиком, вставляем и прикручиваем саморезами.

 

 

 

Сразу скажу, настройкой оного я не занимался. Просто рассчитал его размеры в трех различных программах и один раз вручную, а затем вывел среднее значение. Могу с уверенностью сказать, что при таком объеме корпуса и таком диаметре трубы ФИ, разницу в длине плюс минус 5мм вы вряд ли различите на слух. Фланец фазоинвертора выточен из стали, загрунтован и окрашен автоэмалью. Труба из капролона запрессована во фланец.

 

Подошла очередь динамиков. При подпаивании динамиков не перепутайте фазировку. С ВЧ динамиками я ничего не делал, у меня в ас оказались образцы с диффузорами из бязи с пропиткой бакелитовым лаком (по Клячину) звучат очень даже не плохо. У кого из лавсана то советую либо поменять на импортные, либо добавить в фильтр режекторную цепочку (см. 9).

Перед установкой мажем фланцы герметиком.

 

До установки НЧ головки, закрываем фильтр матами с ватой из доноров. Головку крепим на саморезы 5х30. В место старого уплотнителя применил резиновый оконный самоклеющийся.

 

 

А вот на СЧ головке стоит остановиться поподробнее. Сам сочинять ничего не буду, процитирую выдержку из другой статьи (см. 12):

« Устанавливаем СЧ головку:

1) Из поролона делаем цилиндр, такого размера, чтоб в него влезал наш бокс. Ставим этот цилиндр внутри колонки и пропускаем через него кабель, который выводим наружу. У себя я обмотал синтипоном.

В общем если смотреть из нутрии колонки чехол для бокса должен получиться примерно такого плана:

 

 

2) Пропускаем провод через бокс (скорее всего придется расширить отверстие), после чего ставим бокс на место, регулируем длину провода и герметизируем отверстие в которое пропущен провод.

 

 

3) Припаиваем провода к динамику.

 

 

4) Теперь ответственный этап – демпфирование среднечастотной головки. Для этого сшиваем из поролона цилиндрик, такого размера, чтобы он туго одевался на рамку динамика и закрыл все окошки.

 

 

 

5) Заполняем бокс ватой, предварительно распушив ее.

 

 

6 ) Ставим на место динамическую головку, решеточку ( по желанию) и рамку и закручиваем.»

 

Хотел еще приклеить половинки из теннисных шариков (см. 9), но после прослушивания пришел к выводу что демпфирования с помощью поролона вполне достаточно, что бы существенно улучшить звучание данных динамиков.

Готовые колонки установил на подставки из ДСП толщиной 40мм (обрезки от кухонной столешницы), которые в свою очередь имеют войлочные ножки диаметром 50мм и высотой 10мм. Торец обрабатывал на токарном станке, прикрутив ДСП к стальному блину, после чего шпаклевал, грунтовал и окрашивал подставки авто эмалью.

 

Эти подставки задуманы для предохранения пола от шипов (уже готовы, но еще не установлены) и как оказалось (см. 7) выполняют функцию дополнительной акустической изоляции АС от пола.

 

На фото собраные АС. Осталось покрасить решетки и вклеить в углы передней панели штапики.

 

А потом можно поставить и на шипы.

 

К данным фронтальным АС хочу сделать тыловые на основе S-30. Так что, как только найду 8 Ом-ые экземпляры (мой ресивер поддерживает тылы не ниже 6 Ом) будет продолжение.

В конце приводится список источников и архив с паспортами разных модификаций S-90.

 

Список источников:

 

        1. Жагирновский М., Шоров В.И. Улучшение звучания 35АС-1 и ее модификаций. Радио, 1987, № 8, с. 29, 30

        2. Шоров В. Улучшение головок громкоговорителей. - Радио. 1986, № 4, с. 39-41.

        3. Алдошина И., Войшвилло А. Высококачественные акустические системы и излучатели. - М.; Радио и связь. 1985.

        4. Жбанов В. Механическое демпфирование диффузоров. - Радио, 1988, № 5, с. 41-43.

        5. Маслов А. Еще раз о переделке громкоговорителя 35АС-212 (S- 90). - Радио, 1985. № 1, С. 59.

        6. Жбанов В. О демпфировании динамических головок. - Радио, 1987, № 8, с. 31-34.

        7. АС «VERNA 100A-10» - Радио, 2004, № 8, с. 15-17.

        8. АС «VERNA 100A-14» - Радио, 2008, № 3, с. 15-18.

        9. «ТЮНИНГ КОЛОНОК СЕРИИ S-90» Игорь Бутин

        10. Журналы «Stereo&Video» и «AudioVideo» с 2005 по 2011 г.г.

        11. А.П.Ефимов, А.В.Никонов, М.А.Сапожников, В.И.Шоров.Справочник: Акустика. Радио и связь, 1989.

        12. https://www.rlocman.ru/shem/schematics.html?di=52579


Файлы:
Архив ZIP


Все вопросы в Форум.




Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

15 4 0
0 1 0