Например TDA7294

РадиоКот >Схемы >Питание >Зарядные устройства >

Теги статьи: Добавить тег

Зарядное устройство с микроконтроллерным сторожем.

Автор: Владимир
Опубликовано 18.09.2010

Эта статья, как вы поняли пойдет о изготовлении в домашних условиях зарядного устройства для автомобильного аккомулятора. Как успели заметить зарядники с 50 герцовыми трансформаторами уже ушли в историю, поэтому будем мутить импульсный БП.
Но намотать ВЧ трансформатор под силу далеко не каждому. Тут то нам на помощь пришли китайцы со своими БП для компьютера.
Лезем в кучу "Убитых" импульсников и берём первый попавшийся. Мне достался не рабочий, главное одно - исправна высоковольтная цепь, понижающий и согласующий трансформаторы. Мой БП был собран на какой то специализированной микросхеме которая мало того что управляла скважностью импульсов так еще и отвечала за контроль дежурного напряжения. Ну что, ОСТОРОЖНО включаем в сеть, то есть через лампочку ват на 60. Померил напряжение на дежурке и о ужас - 18 вольт вместо 5. Через несколько секунд трансформатор дежурного напряжения горел розоватым пламенем. Эти 5 вольт в принципе нам и не нужны, надо 12 вольт для питания микросхемы:..
Ну что приступим.
За основу взята схема

БП можно сделать как и для 12 вольтовых аккумуляторов(он же и подходит для 6 вольтовых) так и для 24-х вольтовых(измерения минимальны).
Я собирал для 12 вольтовых.
Для начала уберём все лишнее: лишние шоттки, дроссели, конденсаторы и т.п. в стороне низкого напряжения.
Высоковольтную часть не трогаем.
Затем соберём задающий генератор на популярной и одновременно копеечной микросхеме TL494.
Для её обвязки плату делать не стал - обвязка минимальна.

Схема у нас имеет стабилизацию по току и напряжению и защиту от КЗ, в качестве шунта на 0.04 Ом можно использовать 4 последовательно соединённых шунта из мультиметров или как сделано у меня - из нихромовой проволоки, закрепленной в советском клемнике, силовые провода чем толще - тем лучше, поэтому я делал из двух вместе скрученных проводов по 1.5мм^2.
Дежурное напряжение на импульсном БП я делать не стал так как ток там крошечный и подошел обычный 5 вольтовый трансформатор . Напряжение не критично. Далее идем к индикации.
Амперметр механический, для лучшего понимания информации=)

Шунт - специальный для амперметров, подбирался индивидуально, шкала напечатана в FrontDesigner 3.0 ток можно взять до 20 Ампер но мне лично хватит и 15....
Схема вольтметра и защиты

Вольтметр - электронный, собран на микроконтроллере ATmega88. В принципе, программа влезет и в ATmega48 но что было то и поставил и осталось место для полёта фантазий=). Прошивка писалась в CodeVisionAVR. Так что подправить уставки или задержки не составит труда даже новичку.
Программно так же реализован сигнализатор остановки вентилятора.
Алгоритм таков:
Вентилятор остановился - через пять секунд включается зуммер и на дисплее моргает FAN, если в течении 20 секунд вентилятор закрутился то зарядник заработает в нормальном режиме, если не закрутился то зарядник и зуммер отключается но дисплей моргать продолжает, восстановить работу можно кнопкой "Сброс защиты"
Если напряжение превысило максимальное(16 вольт) - на дисплее моргает установленное напряжение и зуммер в течении 2-х минут далее - отключается. Такая большая задержка сделана для того что бы использовать зарядник в виде пушки(дать большое напряжение в момент завода автомобиля на разряженном аккумуляторе). Если напряжение снизилось за эти две минуты ниже порогового - зуммер отключается и зарядник переходит в нормальный режим.
Так же имеется защита от перегрева. Используется аналоговый термодатчик типа TC1047A который крепиться на аккумулятор(Просто прижимается грузиком к крышке батареи). Если температура превысила 50 градусов по Цельсию - включается зуммер и надпись на дисплее TEMP. Если температура превысила 55 градусов - зуммер и зарядник выключается а на дисплее моргает TEMP.
Температуру можно посмотреть в любой момент нажав кнопку TEMP
Защита от КЗ реализована не на МК, а на той же TL494.
Немного о деталях:
Плата выполнена на двухстороннем текстолите, вторая сторона не травилась а высверлены патаи.
Реле - любое малогабаритное 12 вольтовое, рассчитанное на напряжение не ниже 220Вольт.
В качестве зуммера - пьезо-излучатель без встроенного генератора.
МК в корпусе TQFP-32.
Индикатор - семисегментный светодиодный с общим катодом, прошивку легко можно переделать на индикатор с общим анодом.
Лицевая панель также рисовалась в программе FrontDesigner 3.0. Печаталась на самоклеющейся пленке на лазерном принтере. Получилось очень даже надежно(даже водой не смывается).

Файлы:
Печатная плата в формате SL 5.0.
Прошивка МК с исходником.
24-х вольтовый вариант схемы.

Вопросы, как обычно, складываем тут.




Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

7 3 0