Случилась беда: при очередных наблюдениях перестал работать привод по азимуту у компьютеризированной монтировки Celestron NexStar 5 SE. Думал, что на холоде питание село, но с питанием всё нормально (подключал сетевой адаптер). Вскрытие показало, что микротрещин, оторванных проводов, ненадёжных контактов нет. При подачи напряжения привод может заработать и какое-то время работать, но после несколькоих остановок он перестаёт работать. Выяснилось, что лёгким прикосновением к зубчатому колесу можно заставить его работать. Судя по всему это пластмассовое колесо служит энкодером. К зубцам его прислонена какая-то квадратная деталюха. Постукивание и шевеление радиодеталей никакого эффекта не даёт, а прикосновение к этому вращающемуся диску оживляет движение по азимуту. Кто знаком с такими устройствами, подскажите что это может быть и как можно исправить? Схемы у меня нет.
Вложения:
Комментарий к файлу: Это плата самого контроллера IMG_20221202_131133.jpg [243.05 KiB]
Скачиваний: 89
Комментарий к файлу: Снят батарейный отсек и виден диск энкодера-- показан красной стрелкой. IMG_20221202_130342.jpg [221.67 KiB]
Скачиваний: 93
Комментарий к файлу: Это сама монтировка со снятой крышкой. IMG_20221202_125012.jpg [231.54 KiB]
Скачиваний: 86
_________________ Полуметричной дрожи сильный ток Обратной связью тут же обернется, Такой каскадной, что в недолгий срок Короткой яркой вспышкой цепь замкнется!
Дедуктивным методом выяснил, что глючит контакт на моторе. Вчера удалось его разобрать, но что бы добраться до щёток, надо снять маленькую латунную шестерёнку. Электроника стала вне подозрения, после того как откинул её и стал подавать напругу прямо к двиглу. Тут-то и выяснилось, что он останавливаясь в каких-то положениях перестаёт работать, но лёгким нажатием на контакт опять запускается. Надо разбираться, что там с щётками.
_________________ Полуметричной дрожи сильный ток Обратной связью тут же обернется, Такой каскадной, что в недолгий срок Короткой яркой вспышкой цепь замкнется!
Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ очень важен контроль процесса заряда и разряда для избегания воздействия внешнего зарядного напряжения после достижения 100% заряда. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список таких решений от разных производителей.
Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре.
Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств.
Пока не снял шестерёнку, крутил в руках и из двигла выпали две малюсенькие призмы из непонятного чёрного металла. Судя по всему это и есть те самые щётки. Там стоят длинные пружинки жёлтого цвета, судя по всему они же являются проводниками от контактов до щёток, т.к. проводов там никаких не вижу. Когда будет время буду дальше ломать мотор.
_________________ Полуметричной дрожи сильный ток Обратной связью тут же обернется, Такой каскадной, что в недолгий срок Короткой яркой вспышкой цепь замкнется!
Помогли в мастерской снять шестерёнку. Изучение внутренностей двигателя привело к выводу, что от перегрева деформировалось пластиковое кольцо с напраляющей канавкой для щёток, деформация была с одной стороны и щётка в ней встала под острым углом. Одна щётка сточена перпендекулярно оси призмы, а вторая-- под острым углом. После этого, пружине, которая её поджимает, не стало хватать хода, а при надавливании на контактор, контакт появлялся и двигатель начинал крутиться. Просто собрал поставив щётку ровно. Всё заработало. Не знаю надолго ли. В общем, собрал монтировку.
_________________ Полуметричной дрожи сильный ток Обратной связью тут же обернется, Такой каскадной, что в недолгий срок Короткой яркой вспышкой цепь замкнется!
_________________ Полуметричной дрожи сильный ток Обратной связью тут же обернется, Такой каскадной, что в недолгий срок Короткой яркой вспышкой цепь замкнется!
Пытался исползовать монтировку. Там надо ввести различные данные в контроллер. Данные вводятся, но последний пункт в настройке-- выбрать объект Солнечной системы. При переключении в этот режим начинает вращаться азимутальный привод и не останавливается. Остановить можно нажав кнопку-- вращение назад. Если нажать вращение вперёд, то опять начинает бесконечно вращаться. Собрал всё, вроде, верно, все разъёмы соеденил нормально. Пока не могу понять в связи с чем связан глюк. Есть предположение, что при разборке--сборке энкодера оптическая схема не правильно собралась. Но это лишь предположение. Пока нахожусь в прострации и без телескопа, ибо другой монтировки кроме штатной нет. Может чего пробило статикой?
_________________ Полуметричной дрожи сильный ток Обратной связью тут же обернется, Такой каскадной, что в недолгий срок Короткой яркой вспышкой цепь замкнется!
Сделал очередную попытку в ремонте монтировки. Определил, что приводы по азимуту и по высоте идентичны, отличие лишь в длине шлейфа, т.к. мотор по азимуту стоит рядом с платой контроллера, а мотор по высоте-- на стойке полувилки. Это позволило полностью исключить неисправность самого контроллера, то бишь сам контроллер цел. Если поменять местами подключение моторов по азимуту и высоте друг с другом (разъёмы и назначения выводов идентичны), то монтировка начинает строиться в штатном режиме и входит в рабочий режим. Платка мотора содержит всего несколько деталек. Путём прозвонки мультиметром удалось проверить все. Цепь энкодера состоит из нагрузочного сопротивления для питания светодиода, самого ИК светодиода и сдвоенного фоторезистора в корпусе похожем на ТО-92. Параллельно мотору висят две детальки: керам. кондёр и деталь в корпусе похожем на диод. Этот диод мультиметром не звонится. Приятель предположил, что это стабистор-- двухсторонний стабилитрон и прозвонить его нельзя. Но, по любому, детали в цепи мотора на работу привода влиять на работоспособность самой схемы не должны. Снял осциллограммы с фоторезистора, но никакой ясности это не внесло. При нормальной работе видны импульсы прямоугольной формы и диаграмма прыгает вверх вниз на некоторый потенциал. При работе неисправного привода видна просто синусоида. Может кто сталкивался с такими штуковинами? Подбросьте, пожалуйста, идейку, как исправить дефект. Фоторезистор звонится мультиметром, имеет полярность и при затенении увеличивает сопротивление. Излучение светодиода видно в камере смартфона.
Вложения:
Комментарий к файлу: Схема энкодера и питания мотора, срисована с платки Схема энкодера.jpg [161.38 KiB]
Скачиваний: 21
Комментарий к файлу: Платка мотора с энкодером IMG_20231106_105004.jpg [170.48 KiB]
Скачиваний: 20
Комментарий к файлу: Устройство в профиль IMG_20231106_104921.jpg [153.23 KiB]
Скачиваний: 19
_________________ Полуметричной дрожи сильный ток Обратной связью тут же обернется, Такой каскадной, что в недолгий срок Короткой яркой вспышкой цепь замкнется!
Снял осциллограммы с фоторезистора, но никакой ясности это не внесло. При нормальной работе видны импульсы прямоугольной формы и диаграмма прыгает вверх вниз на некоторый потенциал. При работе неисправного привода видна просто синусоида.
Вот тут и надо рыть в первую очередь. Откапывать собаку. Искать - почему синусоида вместо меандра? Она же откуда-то приходит.
Была идея, что два фоторезистора с общей точкой включены, как два плеча измерительного моста и, значит, для настройки надо настроить баланс, то бишь уравновесить мост. Для этого двигал платку по диагонали влево-вправо, мне казалось, что бесконечное вращение двигателя должно было прекратиться, но ничего не получилось.
_________________ Полуметричной дрожи сильный ток Обратной связью тут же обернется, Такой каскадной, что в недолгий срок Короткой яркой вспышкой цепь замкнется!
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения