Например TDA7294

Форум РадиоКот • Просмотр темы - Металлизация отверстий в домашних условиях
Форум РадиоКот
Здесь можно немножко помяукать :)



Текущее время: Пн июл 15, 2019 23:18:14

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


ПРЯМО СЕЙЧАС:



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12152 ]     ... , , , 546, , , ...  
Автор Сообщение
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Чт дек 01, 2016 11:45:28 
Поставщик валерьянки для Кота
Аватар пользователя

Карма: 52
Рейтинг сообщений: 1092
Зарегистрирован: Вт окт 22, 2013 05:37:23
Сообщений: 2372
Откуда: Казань
Рейтинг сообщения: 0
Дмитрий М писал(а):
сам хлорид палладия пользуется спросом?
Какой-то небольшой спрос при адекватной цене может быть. Но, думаю, больше нескольких грамм не продадите. Притом, имейте ввиду, что такая деятельность, мягко говоря, не совсем законна.

_________________
Здесь можно купить жидкое олово для химического лужения плат и купить паяльную маску XV501T-4 - зелёную, жёлтую, красную, синюю, чёрную, белую.
Удобство лужения жидким оловом - видео.
Для заказа изготовления печатных плат пишите ЛС или на pcbsmac@gmail.com - темы по ним временно нет.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Чт дек 01, 2016 20:27:32 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 51
Рейтинг сообщений: 1470
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 18:17:47
Сообщений: 5360
Откуда: Центр РФ
Рейтинг сообщения: 4
vsteshak писал(а):
Ruzik, может есть информация сколько дм2 можно залудить одним литром хим.олова с соляной к-той по рецепту
Это не у меня надо спрашивать, а у тех, кто платы лудит на порядок почаще чем я. :dont_know:

Если теоретически, то при толщине покрытия 1 мкм:
1 куб. метр олова весит 7290 кг. Значит пластинка 1 м.кв. толщиной 1 мкм, весит 7,29 грамм.

В растворе у нас 9 грамм хлорида олова, в пересчете на металлический - это 4,74 грамма олова.
Отсюда следует, что данного раствора хватит примерно на 0,65 м.кв.

Хочу заметить, что толщина взята 1 мкм, но никто толком не знает сколько там оседает. Навряд ли там 1 мкм. Так как там происходит реакция замещения и как только закроется медь, то реакция прекращается. Скорей всего толщина олова намного меньше (возможно на порядок). Соответственно теоретическая площадь покрытия рассчитана неверно и она намного больше.

Во вложении пересчет водного хлорида олова на металлический..


Вложения:
Расчет SnCl2.xls [19 KiB]
Скачиваний: 46
Вернуться наверх
 
JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет - любой!

Отличное качество, подтвержденное более чем 600,000 пользователей! Более 10,000 заказов в день.

Зарегистрируйтесь и получите два купона по 5$ каждый:https://jlcpcb.com/quote

Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Чт дек 01, 2016 21:36:48 
Вымогатель припоя
Аватар пользователя

Карма: 4
Рейтинг сообщений: 171
Зарегистрирован: Вт сен 23, 2008 20:36:10
Сообщений: 544
Откуда: Магнитогорск
Рейтинг сообщения: 0
Всем привет.

Ruzik :) viewtopic.php?p=2571153#p2571153 осыпался активатор, но не потому что плохой, а потому что проржавела крышка, чтоб её :facepalm: стоял пол года, периодически помешивал, раз в месяц.

как теперь с осадка(осадок куда то за вторую половину года пропал) хлорид выделить ? строго по этой инструкции ? viewtopic.php?p=1362096#p1362096
солянка есть. или уже кранты ?
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение


Вернуться наверх
 
PCBWay - всего $5 за 10 печатных плат, первый заказ для новых клиентов БЕСПЛАТЕН

Сборка печатных плат от $88 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

Онлайн просмотровщик Gerber-файлов от PCBWay
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Чт дек 01, 2016 21:51:11 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 51
Рейтинг сообщений: 1470
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 18:17:47
Сообщений: 5360
Откуда: Центр РФ
Рейтинг сообщения: 0
psychos писал(а):
как теперь с осадка(осадок куда то за вторую половину года пропал) хлорид выделить ? строго по этой инструкции ? viewtopic.php?p=1362096#p1362096
Можно так, а можно и так..
viewtopic.php?p=2872124#p2872124
viewtopic.php?p=2872365#p2872365


Вернуться наверх
 
Материалы вебинара: "Литиевые ХИТы FANSO или что нужно знать инженеру о батарейках"

На сайте Компэл доступны материалы вебинара, посвященного литиевым батарейкам FANSO. На мероприятии говорилось о том, на какие параметры следует обращать внимание, выбирая литиевый ХИТ, и как избежать некоторых проблем, затрагивались вопросы тестирования и пассивации батареек, и мн. др.
Вы можете посмотреть видеозапись вебинара, ознакомиться с презентацией и ответами на вопросы.
Подробнее>>
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Вс дек 04, 2016 16:32:02 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 51
Рейтинг сообщений: 1470
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 18:17:47
Сообщений: 5360
Откуда: Центр РФ
Рейтинг сообщения: 10
Вот что значит долго не заниматься платами. Все расходники пришли в негодность. ФР стал как апельсиновая корка, принтер засох, маска вообще не понятно что, хим.олово тоже нужно в унитаз и тд.

Несмотря на все это, сделал плату.

Изображение Изображение Изображение Изображение

Фоторезист накатал нормально (попал в рисунок без артефактов) с 6 раза, шаблоны печатал на пленке для струйника на лазерном принтере. Затем их зачернил фломастером для интерактивной доски.. https://munggaransatya.files.wordpress. ... arker2.jpg

Маска засохла, как пластилин, кое как растворил в изопропиловом спирте и с горем по палам "намазал"

Единственное что не сломалось, это активатор и электролит гальваники. :)


Вернуться наверх
 
Конденсаторы Panasonic. Часть 1. Алюминий

Известная своими инновациями компания Panasonic даже в столь традиционные изделия как алюминиевые электролитические конденсаторы ухитряется вносить оригинальные и полезные конструктивные дополнения.
Отдельно можно выделить инновационное направление Panasonic, занимающееся разработкой и производством решений по отводу тепла, основу которого составляют специальные графитовые листы (семейство PGS). Емкостное направление Panasonic выпускает полимерные, пленочные и классические электролитические конденсаторы, о которых пойдет речь.
Подробнее>>
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Вс дек 04, 2016 21:45:04 
Вымогатель припоя
Аватар пользователя

Карма: 4
Рейтинг сообщений: 171
Зарегистрирован: Вт сен 23, 2008 20:36:10
Сообщений: 544
Откуда: Магнитогорск
Рейтинг сообщения: 0
Собираю ванну для гальваники, за лето не решил ряд вопросов...

1) Кто чем качает воздух в ванну для гальваники?
Я раздумываю между двумя вариантами
ИзображениеИзображение
левая 25 литров в минуту, хватит одной на всю ванну. Правая 1 помпа 3.5 л/минуту, таких думаю 4 поставить по 2 на трубку(то есть в 4 соска на 1 сторону платы) и 4 соска на другую сторону платы, чтобы пузыри шли не под платой а как бы в непосредственной близости но с обеих сторон, получится 7+7 литров в минуту. Та что 25 литров - шумная, мелкие тихие. высота электролита будет около 30 см, трубки будут на глубине 25 см от поверхности электролита. у крупной давление повыше, но не координально.
1.1) если кто качает, какой производительности помпа, нужно ли чтоб возле заготовки бурлило ? или достаточно тонкой струйки пузырьков для минимального перемешивания ?

2) кто как организовал циркуляцию электролита в ванне ?
Изображение
общался с инженерами НПП СЭМ(те кто торгуют добавками к гальванике и организуют гальванические производства), они говорят что для церкуляции электролита они используют специально рассчитанную систему эжэкторов, что бы электролит равномерно перемешивался. по поводу моей идеи от ответа воздержались, видимо не пробовали так.

Мою мысль можно похоронить или нет ? мысль такова: пузырьки подымаясь вверх утягивают жидкость за собою вниз, получается ту жидкость которую мы налили сверху она пойдёт вниз и в сторону анода как бы по косой. или я не прав ? интенсивность протока электролита можно регулировать производительностью насоса розового. или я не прав ? можно конечно эксперимент провести посмотреть как подкрашенная вода будет размешиваться....

3) третий вопрос, кто как организовывает именно движение электролита от заготовки к анодам или от анодов к заготовке ?

4) кто нибудь серьёзно занимался вопросами проточной фильтации электролита ? пока не видел ни у кого в этой теме системы фильтрации какие трубки использовали ? бытовые гибкие (там не резина а какой то прозрачнй матовый материал по типу силикона) разрушаются от кислоты китайцы такие трубки используют в вакуумных помпах? или прозрачные(акриловые что ли, в гидроуровнях за 300 руб используются и в медицине, вроде химостойкие, но большого диаметра(6-8мм) не видел в продаже).

5) какие кислостойкие трубки есть в принципе ? резина, полипропилен, АБС пластик(фитинги всякие)


Вернуться наверх
 


Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Вс дек 04, 2016 22:53:47 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 51
Рейтинг сообщений: 1470
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 18:17:47
Сообщений: 5360
Откуда: Центр РФ
Рейтинг сообщения: 0
psychos
У меня не было ни когда ни какой фильтрации электролита. Барботаж делаю только тогда, когда "ванна на коленке", а так, достаточно качалки.

Вот предлагал давно, тут и циркуляция и фильтрация..

Изображение


Вернуться наверх
 


Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Пн дек 05, 2016 08:21:02 
Держит паяльник хвостом
Аватар пользователя

Карма: 8
Рейтинг сообщений: 435
Зарегистрирован: Пт окт 31, 2014 19:38:30
Сообщений: 991
Откуда: Ростов-на-Дону
Рейтинг сообщения: 5
psychos Я вот только вчера поставил нормальный компрессор от Lukey 852D. :))) Бульбатит так, что только успевай плату ловить. :shock:
До этого стоял аквариумный компрессор, но в него засосало немного электролита и он перестал нормально работать. И совершенно случайно под руку попал компрессор, я его и поставил.
Он кстати продается как отдельная деталь, поискать только надо. Заодно поставил обратный клапан на подачу воздуха чтобы не попадали капли электролита в него.


Вернуться наверх
 
Prist.ru предлагает скидку всем частным лицам при покупке приборов АКИП, GW Instek, APPA (кроме осциллографов АКИП-4115/1А, GDS-71102)!

Интересные новинки уже на складе:

Осциллограф АКИП-4126Е

Многоканальные источники питания серии GPP

Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Пн дек 05, 2016 13:46:59 
Вымогатель припоя
Аватар пользователя

Карма: 4
Рейтинг сообщений: 171
Зарегистрирован: Вт сен 23, 2008 20:36:10
Сообщений: 544
Откуда: Магнитогорск
Рейтинг сообщения: 0
urez83, спасибо, попробуем. Кстати откуда такие яшчыки? Что бы жидкость в помпу не помала, лучше помпу поднять выше ватерлинии. Какого диаметра отверстий в воздушной трубке, откуда пузырьки пузырят ?

Ruzik, да, вспомнил твою картинку, но я хочу реализовать проточную фильтрацию. а без устройства циркуляции электролита тут никак...

Взял на работе трубки, вроде силиконовые, брошу в электролит, и на мешалку, пущай покрутятся денёк другой...


Вернуться наверх
 
Купить электронные компоненты в LCSC

Отправка со склада через 4 часа после заказа!
900 000 пользователей, 3000+ заказов в день!
Зарегистрируйтесь сегодня и получите скидку 8 долларов на первый заказ!
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Ср дек 07, 2016 03:15:51 
Грызет канифоль
Аватар пользователя

Карма: 1
Рейтинг сообщений: 89
Зарегистрирован: Сб янв 21, 2012 02:47:11
Сообщений: 270
Откуда: СПБ
Рейтинг сообщения: 5
Цитата:
...они говорят что для церкуляции электролита они используют специально рассчитанную систему эжэкторов, что бы электролит равномерно перемешивался.
...какие кислостойкие трубки есть в принципе ? резина, полипропилен, АБС пластик(фитинги всякие)


эжекторы- да, или сопла, они нужны, а иногда не нужны, все зависит от формы объекта.

как известно, форма проводника влияет на геометрию поля, поэтому в углублениях ток будет идти не так как на выступах, этот параметр жесткий и достаточно хорошо прогнозируется при математическом анализе трехмерной кривизны поверхности, но это при условии отсутствия гидродинамики, которая еще больше добавляет проблем и нелинейности, чем сама кривизна, но особенно доставляет хлопот при сложной кривизне в совокупности со сложной гидродинамикой.

гидродинамика не менее важна, чем кривизна, а просчитать ее довольно сложно, ведь параметры ионного тока зависят и от струй, грубо говоря, если есть струя от анода на пятачек платы, то медь будет откладываться именно там в большей степени, чем в других местах, верно и обратное.

закон ома работает и в струях для катионного тока, и если где-то сопротивление за счет струй меньше, то это весьма влияет.

это четко видно на толстых покрытиях, а электронщики сталкиваются с этим эффектом при качании плат (от отверстий тянутся полосы)

я видел настольные ванны с параллельным плате массивом сопел на некотором расстоянии, но реально сопла нужны для больших ванн или для сложных объектов, а не для плат.

для средних плат большего эффекта можно добиться от магнитного поля, чем от сопел (заряженная частица во внешнем поле отклоняется, и это создает значительный эффект на качество осадка, при определенной ориентации поля частицы будут двигаться параллельно электродам создавая весьма ощутимый поток (мгд-двигатель, спросить у гугла ), либо создавать постоянные мелкие и не очень завихрения электролита)

то есть неодимовый магнит может решить проблему перемешивания даже лучше.

что касается системы фильтрации, то да, обычно мощность потока весьма значительная при заборе и выпуске электролита, поэтому нужно обязательго разбивать и перераспределять потоки от стенке к стенке, но как мне кажется, плат это меньше касается, так как никакого горя не случится, если с одного края толщина будет несколько больше.

для труб годятся полипропилен, hdpe, ldpe, фторопласты.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Пн дек 12, 2016 04:49:40 
Прорезались зубы

Карма: 21
Рейтинг сообщений: 21
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2008 11:30:05
Сообщений: 212
Рейтинг сообщения: 0
Здравствуйте. Я тут нашел статью, где авторы упоминают о активаторе на палладии, от которого якобы получается адгезия в 3 раза лучше к диэлектрику при химическом меднении.
http://lib.chdu.edu.ua/pdf/monograf/2/70.pdf
Страница 327 в середине текста. Цитата-
"Палладий является поглотителем водорода, поэтому ослабляется адгезия. Активирование поверхности
следует вести в растворе PdCl2 (3-4 г), NH4OH (250-300 мл), трилона Б (10-15 г) и дистиллированной воды 1 литр. При этом черная пленка палладия отсутствует, прочность сцепления возрастает от 1-2 МПа до 4-5МПа и улучшается структура хим. меди."
Особенно интересно что об этом думают mial, Ruzik, urez83, tolya2004.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Пн дек 12, 2016 07:38:45 
Держит паяльник хвостом
Аватар пользователя

Карма: 8
Рейтинг сообщений: 435
Зарегистрирован: Пт окт 31, 2014 19:38:30
Сообщений: 991
Откуда: Ростов-на-Дону
Рейтинг сообщения: 0
Надо смотреть на промышленность, там десятилетиями применяют проверенные активаторы, видимо это не просто так ? Тем более у нас тут совмещенный активатор применяется, а в книге отдельно олово, отдельно палладий.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Пн дек 12, 2016 13:14:46 
Прорезались зубы

Карма: 21
Рейтинг сообщений: 21
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2008 11:30:05
Сообщений: 212
Рейтинг сообщения: 0
Если этот активатор действительно работает (мой предыдущий пост), это дает "нашему брату" некоторые преимущества.
1: После сверловки, медь с платы можно полностью стравливать, нанести хим.медь 1...2мкм. Далее негативный фоторезист. Фоторезист не ложится на отверстия и нет разрыва тентов. Далее гальваника непосредственно дорожек. Потом короткий протрав тонкой меди, толстая на дорожках останется.
2: Нет необходимости в хим.олове
3: Однородная толщина меди на поверхности и в отверстиях.
4: Отпадают некоторые промежуточные операции, которые нужны для хорошего сцепления хим.меди с основной медью (травление в персульфате)
5: Отпадают некоторые промежуточные операции, необходимые для хорошего обезжиривания. После травления основной меди поверхность не успеет запачкаться, так же поверхность уже имеет хорошую шероховатость которую нанесли на заводе для сцепления с основной медью.

Такой метод раньше не применялся из-за плохого сцепления хим.меди с диэлектриком платы, по многочисленным экспериментам на этом форуме.

Предложенный активатор скорей всего будет не совместим с медью из-за контактного выделения. Но если он дает действительно хорошую адгезию при хим.меднении, будет возможно применять выше описанный метод. Контактного выделения палладия на меди не будет, по причине её отсутствия.

Данный активатор вполне вероятно работает, он очень похож на серебряный активатор аммиачного комплекса. А вот на счет адгезии надо проверять.
urez83 писал(а):
Надо смотреть на промышленность, там десятилетиями применяют проверенные активаторы, видимо это не просто так ? Тем более у нас тут совмещенный активатор применяется, а в книге отдельно олово, отдельно палладий.

Промышленность может не применять данный активатор по многим соображениям, которые для нас не актуальны. Например, были построены заводы по производству фольгированного стеклотекстолита и большинство плат изначально были односторонние. Поэтому в СССР были разработаны активаторы в которых палладий не выделялся на меди, для работы с уже существующим сырьем. А Современная промышленность - это фирмы у которых всё в секрете. Сейчас модная прямая металлизация, есть много статей, но нигде не описаны реактивы, только фирменные названия растворов.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Пн дек 12, 2016 15:33:52 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 16
Рейтинг сообщений: 841
Зарегистрирован: Пт ноя 27, 2009 19:12:27
Сообщений: 4174
Откуда: Черкассы, UA
Рейтинг сообщения: 0
ВячеславX писал(а):
Данный активатор вполне вероятно работает

А что мешает взять и проверить? Или Вы только генератор идей - практической частью эксперимента пусть кто-то другой занимается. Я правильно Вас понял?

_________________
Изображение

В мире нет вредных веществ, в мире есть вредные количества © Д.И.Менделеев
Когда на форуме переходят на "Вы", в реальной жизни уже давно бьют морду © автор неизвестен.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Пн дек 12, 2016 17:18:44 
Собутыльник Кота
Аватар пользователя

Карма: 105
Рейтинг сообщений: 1461
Зарегистрирован: Пт мар 18, 2011 15:30:20
Сообщений: 2887
Откуда: Lugansk ЛНР
Рейтинг сообщения: 0
Прошу прощения что не по теме, но только эту тему посещают все химики-электронщики и только тут надеюсь получить ответ на свой вопрос.

Платы травлю персульфатом аммония. После месяца простоя раствора аммония в травилке(бульбуляторе) на дне, а точнее на распылите образовался нарост белых кристаллов, похожие на мокрый снег.
Так как раствор уже истощился, то нужно было поменять на новый. Когда вылил старый раствор, то на дне остались кристаллы. Залил воды чтобы промыть, но кристаллы не растворились, а только отмылись от синего цвета. Еще раз заливать водой и промывать небыло времени и желания, и я залил свежий раствор аммония в травилку с оставшимися кристаллами.
Обычно в свежем растворе, время травления начинается от 15-ти минут. Когда время травления длится пол часа и больше, то раствор меняю на свежий. В этот раз, с оставшимися в травилке кристаллами, время травления составило 10 минут.

Объясните пожалуйста, что это за кристаллы, и из за чего они образовались? И могли ли они сократить время травлению, или это была какая-то одноразовая случайность?


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Пн дек 12, 2016 17:46:07 
Поставщик валерьянки для Кота
Аватар пользователя

Карма: 52
Рейтинг сообщений: 1092
Зарегистрирован: Вт окт 22, 2013 05:37:23
Сообщений: 2372
Откуда: Казань
Рейтинг сообщения: 4
Сергеj писал(а):
что это за кристаллы, и из за чего они образовались? И могли ли они сократить время травлению, или это была какая-то одноразовая случайность?
Это кристаллы сульфата натрия, окрашенные медным купоросом. После добавления воды купорос смылся, поэтому кристаллы побелели, а сульфат натрия плохо растворяется, особенно в воде выше комнатной температуры. На скорость травления положительно влиять было не должно, скорее наоборот. Поэтому, я бы проверил увеличение скорости травления ещё раз, а лучше два раза.

_________________
Здесь можно купить жидкое олово для химического лужения плат и купить паяльную маску XV501T-4 - зелёную, жёлтую, красную, синюю, чёрную, белую.
Удобство лужения жидким оловом - видео.
Для заказа изготовления печатных плат пишите ЛС или на pcbsmac@gmail.com - темы по ним временно нет.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Вт дек 13, 2016 04:09:26 
Прорезались зубы

Карма: 21
Рейтинг сообщений: 21
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2008 11:30:05
Сообщений: 212
Рейтинг сообщения: 0
mr_kot писал(а):
ВячеславX писал(а):
Данный активатор вполне вероятно работает

А что мешает взять и проверить? Или Вы только генератор идей - практической частью эксперимента пусть кто-то другой занимается. Я правильно Вас понял?

1 - Чтоб это проверить мне надо заказать хлорид палладия 35$, пересылка и ещё другие реактивы = 50$ + месяц времени. А у многих на этом форуме есть запас палладия и потратить 0,05 гр на простенький состав для проверки стоить будет мало.
2 - Я спрашивал мнение про это, может этот рецепт вообще бред и не стоит даже проверять. По результатам обсуждения я может и проверю этот рецепт.
Возможно, авторы этого рецепта нашли источник, где не применялся раствор "ускорителя" и адгезия была плохая. А данный состав активатора содержит аммиак, который щёлочь, и поэтому работает одновременно как активатор и ускоритель-(смыватель продуктов олова). И с таким активатором адгезия лучше, что было кем-то замечено. В таком случае для нас это не подойдет, так как мы применяем "ускоритель" перед хим.медью, и соответственно адгезия будет одинаковая с нашим совмещённым и с предложенным активатором.
Вообще как я понял, предложенный активатор работает с раствором сенсибилизации на хлориде олова.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Вт дек 13, 2016 17:19:53 
Поставщик валерьянки для Кота
Аватар пользователя

Карма: 52
Рейтинг сообщений: 1092
Зарегистрирован: Вт окт 22, 2013 05:37:23
Сообщений: 2372
Откуда: Казань
Рейтинг сообщения: 0
mial, всё забываю тебя спросить - ты писал, что хим.медь разводишь в 2 раза водой.

Я пробовал так же делать - оседает по-другому, да, но не лучше и не хуже, чем без разбавления. Экономии разбавление водой тоже не даёт - "ёмкость" раствора всё равно прежняя - как и писал когда-то Ruzik, ~1 дм2 двухсторонней платы на 50 мл. хим. меди.

Сэкономить выйдет только в том случае, если нужно замеднить маленькую плату и требуется мало хим.меди, а вся заготовка таким количеством не закрывается. Но таких маленьких платок не так уж много, наверное.

А что разбавление даёт тебе?

_________________
Здесь можно купить жидкое олово для химического лужения плат и купить паяльную маску XV501T-4 - зелёную, жёлтую, красную, синюю, чёрную, белую.
Удобство лужения жидким оловом - видео.
Для заказа изготовления печатных плат пишите ЛС или на pcbsmac@gmail.com - темы по ним временно нет.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Вт дек 13, 2016 19:06:51 
Собутыльник Кота
Аватар пользователя

Карма: 84
Рейтинг сообщений: 1946
Зарегистрирован: Чт янв 07, 2010 00:31:56
Сообщений: 2958
Откуда: Боровичи, Новг. обл.
Рейтинг сообщения: 4
Медали: 1
Лучший человек Форума 2017 (1)
smacorp писал(а):
что хим.медь разводишь в 2 раза водой.
Разбавляю 1 к 1.
smacorp писал(а):
оседает по-другому, да, но не лучше и не хуже, чем без разбавления.
Мне нравится больше. Осадок розового цвета, практически цвет меди после травления в персульфате. В не разбавленном осадок более темный, это конечно без разницы, но мне по душе розовый :))
smacorp писал(а):
Экономии разбавление водой тоже не даёт
Дает. У меня нет такого объема плат как у тебя. Я фактически емкость раствора не вырабатываю, больше влияет срок хранения с формалином, поэтому потери меньше, так как используется меньшее количество. А портятся они практически одинаково, макс 3 недели и то не всегда.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Металлизация отверстий в домашних условиях
СообщениеДобавлено: Ср дек 14, 2016 19:08:38 
Прорезались зубы

Карма: 21
Рейтинг сообщений: 21
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2008 11:30:05
Сообщений: 212
Рейтинг сообщения: 0
ВячеславX писал(а):
Здравствуйте. Я тут нашел статью, где авторы упоминают о активаторе на палладии, от которого якобы получается адгезия в 3 раза лучше к диэлектрику при химическом меднении.
http://lib.chdu.edu.ua/pdf/monograf/2/70.pdf
Страница 327 в середине текста. Цитата-
"Палладий является поглотителем водорода, поэтому ослабляется адгезия. Активирование поверхности
следует вести в растворе PdCl2 (3-4 г), NH4OH (250-300 мл), трилона Б (10-15 г) и дистиллированной воды 1 литр. При этом черная пленка палладия отсутствует, прочность сцепления возрастает от 1-2 МПа до 4-5МПа и улучшается структура хим. меди."
Особенно интересно что об этом думают mial, Ruzik, urez83, tolya2004.

Изучил кучу литературы и форумов, пришел к выводу что авторы этой статьи писали по принципу "скапипостить своими словами" и не особо вникали в тему первоисточника. Адгезия в данном случае улучшалась к медному слою. Но я все равно буду проводить работы по улучшению адгезии, осаждать медь на голый текстолит сулит значительную экономию. думаю копать в направлении травления поверхности.
Вообще создается впечатление, что некоторые на форумах дают ложные данные. Например в рецепте совмещенного активатора mial дается количество олова явно избыточное. После того как по его рецепту активатор не получился у некоторых, Ruzik делал опыты, по которым выявилось что олова много. Так же по зарубежным источника указывается меньшее количество олова (активатор IBM).
В форуме http://forum.xumuk.ru/index.php?showtopic=22863 активный пользователь SMV так же утверждает, что хлорного олова должно быт с избытком, 60гр/л и этот активатор работает годами.
Еще интересно про серебряный активатор на аммиачном комплексе и внедрение серебра в диэлектрик, которое потом трудно вытравить. http://forum.xumuk.ru/index.php?showtopic=22863. Если адгезия такая хорошая, что медь врастает в диэлектрик, то почему не применяют покрытие медью голого диэлектрика, ведь это упрощает процесс!? Но по обсуждениям на это форуме, таких вкраплений меди не наблюдалось при применении серебряного активатора.
Короче я понял, покупать кучу реактивов и экспериментировать.


Вернуться наверх
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  Вернуться наверх
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12152 ]     ... , , , 546, , , ...  

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Reflect, Sserjj и гости: 11


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Extended by Karma MOD © 2007—2012 m157y
Extended by Topic Tags MOD © 2012 m157y