gikart, спасибо за идею. Мы ее сейчас тестируем. Полевик вместо шунта использовать не получится, слишком мало сопротивоение, тем более оно может отличаться от заявленного. АЦП на практике меряет с точностью до сотых долей вольта.
Хорошая статья, хорошая зарядка. Только заряжаем немного другие аккумуляторы и все что в статье НЕ ГОДИТЬСЯ для свинцово - кислотных аккумуляторов. Самая большая проблемма определение емкости батареи и ее состояние.
Уважаемый gikart . У меня такое ощущение что вы не всю ветку http://electrotransport.ru/ussr/index.p ... 103.0.html прочитали, и не очень внимательно. Конец зарядки свинцово-кислотных АБ Прекрашение роста напряжения и даже небольшое снижение, стабилизация тока зарядки в пределах 0,002-0,001 С, где С емкость батареи в Ампер/часах. В выше упомянутой ссылке автор Описывает все типы СКБ, как стартерные, автомобильные так и гелевые. Заряжаются они одинаково, но есть одно "но". Если авто- АБ закипит и мы немного провороним, это плохо но не смертельно. Если закипит гелевая то это смертельно, для АБ. Автор предложил замечательный алгоритм зарядки (картинку прилагаю, процес длиться несколько часов), но тоже весь в сомнениях КАК определить окончание зарядки и КАК определить состояние батареи. Имеется в виду быстро. А не разряжая ее , потом заряд и еще раз разряд фиксированным током с подсчетом времени и Т.Д. Большое значение имеет как эксплуатировалась АКБ, сколько времени. Мы с Сергеем пытаемся приблизиться к варианту "Умная зарядка с попыткой определения состояния АКБ". Ваши подсказки с полевиком опробованы Сергеем (СЛОН), есть результаты. Все будет учтено, но пока конкретной помощи от вас небыло одна трата времени на переписку. Будьте любезны схему и конкретно вами опробованную железку. Я вам писал все данные увас есть, программа Сергея не идеальна но работает, полевиками управляет. Только я думаю у него со временем тоже напряг, как и уменя. Я в настоящее время пытаюсь доработать 3 разных БП от ПК, под нашу задумку, и как-то все это подробно с картинками расписать для будущей статьи. Попутно рисую платку или несколько, только схема меняеться быстрее чем я это успеваю. Может порисуем что есть. Вот последний вариант.
Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ очень важен контроль процесса заряда и разряда для избегания воздействия внешнего зарядного напряжения после достижения 100% заряда. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список таких решений от разных производителей.
Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре.
Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств.
Для быстрой оценки состояни АКБ очень бы пригодилась примерно такая табличка( допустимм АКБ 55А/Ч): Новый заряженный ,нагрузка 1а в течении 10 мин U=? 15мин U=? 20мин U=? 1год заряженный нагрузка 1а в течении 10 мин U=? 15мин U=? 20мин U=? 2год заряженный нагрузка 1а в течении 10 мин U=? 15мин U=? 20мин U=? Ну и тоже самое 2а, 5А. А также для 60 А/ч и 45А/Ч. Все это при нормальной эксплуатации и для разных производителей. Из нее можно было бы сформировать массив и принять его за основу. Далее МК меряет U , сравнивает с массивом и выдает примерный вердикт. Ну и принять во внимание динамику изменения напрежения, тогда по динамике примерно можно посчитать степень заряженности АКБ. Можно и дедовским вилку на 100а и смотри, но конструкция получается громоздкая да и 100а комутировать та еще задача. Да в посте выше не порядок зарядки а порядок зарядки и анализ состояния. Это я про картинку.
Заголовок сообщения: Re: Автоматическое зарядное устройство для свинцово-кислотны
Добавлено: Пт май 07, 2010 13:33:16
Родился
Зарегистрирован: Сб сен 06, 2008 11:26:36 Сообщений: 8 Откуда: Приморский край
Рейтинг сообщения:0
Разряжал новый АКБ 60А/Ч током 2А в течение 3х часов,изменение напряжения в районе соток очень незначительное.Думаю,что такой способ малоинформативен. В ж-ле Радио для оценки состояния АКБ предлагают измерять динамическое внутреннее сопротивление,Р2007-06-стр49,Р2001-09-стр42.Сам не повторял эти устройства.
Разряжал новый АКБ 60А/Ч током 2А в течение 3х часов,изменение напряжения в районе соток очень незначительное.Думаю,что такой способ малоинформативен. В ж-ле Радио для оценки состояния АКБ предлагают измерять динамическое внутреннее сопротивление,Р2007-06-стр49,Р2001-09-стр42.Сам не повторял эти устройства.
КАК определить окончание зарядки и КАК определить состояние батареи.
Цитата:
Окончание зарядки однозначно определяется по прекращению роста напряжения и плотности электролита заряжаемой АКБ. Плотность можно контролировать только в ручную, по этому надо ориентироваться на прекращение роста напряжения на АКБ. Вы же предлагаете просто прекращать заряд при достижении напряжения 14,4В. Причем измеряете его не отключая зарядное устойство. Настоящая умная зарядка как раз и и контролирует dU/dt/. То есть напряжение конца заряда выбирается для каждого АКБ идивидуально, ибо нет двух АКБ с одинаковыми параметрами. Редакция журнала РАДИО по этому вопросу писала следующее : "От редакции. Описанное в статье устройство просто и удобно в эксплуатации. Однако необходимо иметь в виду, что далеко не все экземпляры батарей имеют в заряженном виде ЭДС, равную 14,2 В. Мало того, в течение срока эксплуатации она не остается постоянной в силу деструкционных изменений в пластинах батареи. Значит, если зарядное устройство отрегулировано так, как рекомендует автор, некоторые батареи окажутся недозаряженными, а другие — будут перезаряжаться и могут "закипеть". Зависит ЭДС и от температуры батареи. Поэтому для каждого экземпляра батареи надо предварительно определить оптимальное значение его ЭДС путем контролируемой зарядки до первых признаков "закипания" и с учетом температуры установить в зарядном устройстве это значение. Целесообразно также в дальнейшем периодически (хотя бы раз в год) проверять ЭДС и корректировать установку порогового напряжения зарядного устройства." О качестве АКБ можно судить по ее внутренему сопротивлению. (Об этом говорится в статье по рекомендованной мной ссыле).
Хорошая статья, хорошая зарядка. Только заряжаем немного другие аккумуляторы и все что в статье НЕ ГОДИТЬСЯ для свинцово - кислотных аккумуляторов. Самая большая проблемма определение емкости батареи и ее состояние.
Как раз наоборот, многое справедливо для любых типов АКБ. Вообще то ссылка предназначалась для Слона, как програмиста, и я думаю ему видней, что ему может пригодиться. Больше отвлекать не буду. Успехов.
Извините за большой перерыв. Вчера наконец собрал и запустил схему. ( прилагается вместе с платой). Поскольку БП уже были доработаны и готовы, запуск много времени не занял. Все заработало с полпинка. Пошла зарядка все красиво. И черт меня дернул проверить неправильное включение АКБ. Даа!! Я сильно поторопился. Хорошо это все происходило в гараже. Бабах был обалденный. Выгорела вся вторичка БП, похоже в момент включения АКБ бросок тока в трансформаторе БП ВЫЖЕГ ВСЮ ПЕРВИЧКУ И ДАЖЕ СТРЕЛЬНУЛИ конденсаторы в первичке. Феерверк.! По окончании зрелища поглядел на схему И где были мои глаза. в IRL3705N имеется диод, а поскольку транзистор весьма мощный, диод не хилый и после подключения АКБ он просто ОТКРЫЛСЯ , ну и далее как я раньше писал. Самое обидное сгорел МК, ЖК, ну и БП до тла, Аккумулятор 55А/Ч и почти заряжен, для него каких то 10-50а не проблема, да и быстро все произошло. Ребята теория хорошо, практика злее. IRL 3705N очень хорошо себя вел в цепи разряда АКБ, ну и надо было его там оставить. Вместо реле надо ставить полевик БЕЗ ВНУТРЕННЕГО ЗОЩИТНОГО ДИОДА. А от статики поставить резистор сток-исток килоом на 100 и его хватит. Да еще схему открытия полевика сгородить, поскольку он открывается только если на затворе напряжение превышает напряжение на стоке. Итог переделываю схему. А скорее всего вернусь к реле.
Еще раз проштудировал схему, не должен был открыться транзистор. Ситуацию прояснил Сергей, для полевика написана немного другая програмка. При неверном подключении АКБ завелся МК и открыл транзистор. Ну и далее как я уже объяснил. Прилагаем прошивку для полевика. Я зашивал для релюхи. сигнал инверсный. Сыграло еще небольшая доработка, вместо диода на питание 78Л05 я поставил мост и у меня при любом включении АКБ МК запускается. Продолжим с полевиками. Скорее всего поставлю ОУ на усиление напряжения падения на измерительном резисторе. Резистор переставлю в плюсовую цепь, тогда Уакб будет истинное без пересчета. Сергей пишет что прогу все равно переделывать. Схема измениться очень сильно. Не торопитесь городить.
Заголовок сообщения: Re: Автоматическое зарядное устройство для свинцово-кислотны
Добавлено: Ср май 19, 2010 20:56:53
Родился
Зарегистрирован: Ср май 19, 2010 20:49:47 Сообщений: 18
Рейтинг сообщения:0
Объясните плиз где я набочинил. Спаял схему, подобрал стабилитроны, но светодиоды под нагрузкой загорелись не все. Но и на последок всем бедам что-то навернулось. Укажите плиз путь куда копать. И так блок питания выдает напряжение 2,5 вольта, такое-же напряжение и на выходе управления из схемы. Подскажите что я спалил.
SerSlon Схема в посте Правильная, прошивка из последнего поста за 19 мая. Регулировка преще нет, крутим подстроечники пока не получим на ЖК тоже, что и на мультиметре. Проще некуда. Есть проблемма с измерением тока, но в предыдущем я писал, НЕ ТОРОПИТЕСЬ СХЕМУ ПЕРЕДЕЛЫВАЕМ. Увеличим точность измерения тока, а это основное. Исправили еще пару багов. Исправляем защиту. Мой опыт дал пару интересных результатов. В общем мысли есть, помогайте. Еще думаем заряжать все свинцовые АБ, в том числе и гелевые. Через меню естественно. Пока ни как не решена проблемма с автомотическим определением емкости батареи. Пока даже не знаем как подступиться. Пишите выложу все одним архивом.
Еще год назад хотел сделать этот девайс, вытравил печатку, но в процессе пайки остановили ошибки платы (это был первый вариант из статьи). Развел свою, потом запарка на работе, спаял только сейчас. По результатам сборки и наладки сделаны теоретические выкладки и предложены доработки. Чтение форума подтвердило мои догадки, поэтому и предлагаю сей трактат. (Под словом "автор" везде подразумевается разработчик схемы - Павел Нестеров.)
Итак, тезисно (подробно с теоретическими выкладками ниже):
1. У автора неправильно выбраны режимы работы стабилитронов. Сложилось впечатление, что автор подбирал стабилитроны эмпирически, т.к. у меня в процессе наладки на стабилитронах КС139 падало только от 2.7 до 3.1 Вольт, что мало и напряжение на аккумуляторе поднималось до 16В (та же проблема у многих на форуме). Исправлено про R15 2. По результатам заменены стабилитроны, задающие резисторы и делитель R34-R39 (практика подтвердила теорию). 3. Предлагается безопасная и простая методика наладки девайса. 4. Немного о переделке блоков питания АТ (для начинающих).
А в целом схема очень понравилась - просто, со вкусом, все понятно и прозрачно. Автору "твердая 5 с минусом" (за стабилитроны)!
P.S. Наверное, тему обсуждения "зарядки на микропроцессоре" следует перенести в другую ветку, а здесь оставить только исходный девайс.
Вложения:
Комментарий к файлу: Обо всем - подробно с теорией, рисунками и расчетами. Обновлено 05.06.10 ChargePbAuto_add.rar [54.89 KiB]
Скачиваний: 1720
_________________ Настоящему коту и в декабре МАРТ!
Девайс окончательно собран. В процессе выяснилось, что при замене R21 необходимо пересчитывать также и резистор R15, иначе не стабилизуруються малые токи зарядки (хотя, если R21 ставить 910 Ом, то можно оставить R15=2К, как в оригинале - все будет работать).
Традиционно привлекаем теорию. Как было сказано, напряжение в точке Упр составляет 2.5В, ток через цепочку стабилитронов задан 3мА. Следовательно R21=2.5 / 0.003 = 833 Ом, ставим 910 Ом.
Теперь, чтобы для уменьшения тока зарядки опустить напряжение блока питания, например до 10В (с запасом, т.к. минимально на аккумуляторах бывает 10.8В), пересчитываем R15. В точке Вход+ - 10В, на 14 ноге DA1 (открытый коллектор) будет сумма напряжений на R21 и VD4 - 2.5+0.6 = 3.1В. Получаем R15 = (10-3.1) / 0.003 = 2300 Ом. (не больше). Очень маленький ставить нельзя, чтобы не превысить втекающий ток компаратора DA1.
(У меня в процессе экспериментов ток установлен 5мА, поэтому R21 = 510 Ом (2.5/0.005=500), R15 = 1.3К ( (10-2.5-0.6) / 0.005 = 1380).
Напоследок - фото: токи зарядки - немного выше, чем рассчетные - на 6-7%. Причина, я думаю из-за того, что резисторы R34-R39, R4-R9 не подбирались, а ставились из общей кучи. Но укладывается в 10% допуски. Кому нужно точнее - подберите делитель. На аккумуляторе 18А/ч можно прочитать, что максимальный ток зарядки - 5.4А. У меня в девайсе увеличен до 5.7А, поэтому шестой фотки нет. Автомобильного аккумулятора под рукой не было. Дальше - сам девайс, видно, что вместо 3-х стабилитронов стоит один КС182, радиатор-панель - стандартный радиатор от блока АТХ с пропилами под тиристор и транзистор.
Также - исправленая версия трактата о наладке и бонус - рисунок фальш-панели.
Вложения:
Комментарий к файлу: исправленая версия трактата о наладке и бонус - рисунок фальш-панели ChargePbAuto_add1.rar [251.8 KiB]
Скачиваний: 1842
_________________ Настоящему коту и в декабре МАРТ!
Сейчас этот форум просматривают: evrojox и гости: 60
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения