аналогичная тема на "Казусе" неожиданно получила достаточно большой резонанс (только "спасиб" - 148). Неоднократно отсылал туда, чтобы не дублировать одинаковые темы на разных форумах, но в связи с недавним усложнением регистрации на Казусе такая отсылка становится напряжной. Да и расползлась "та" тема до почти 800 постов, т.е. приблизилась к пределу "читабельности", при том что ещё почти столько же было выделено в 2 дочерние подтемы.
Итак, "ближе к телу" (как говорил Ги де Мопассан).
Схема зарядки (сразу предупреждаю!) не является абсолютно оригинальной, является гибридом статей М.Шумилова в "Радио".- 2009, № 1.- С.38-39; "Зарядное устройство из блока питания АТ-АТХ" и нескольких схем компьютерных БП АТ (варианты "А" и "В"), с датчиком тока на транзисторе.
По принципу действия все они являются стабилизаторами тока с ограничением максимального напряжения на уровне 14,4 В. Выходной ток заряда может достигать 10...12 А с соответствующим трансформатором (ну уж не совсем "малюпусеньким"!). Эта зарядка НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА для десульфатации, "тренировки" и прочих извращений, являющихся "тяжким наследием совейской действительности", когда стоимость нового аккумулятора была сопоставима с месячной зарплатой. Только чтобы подзарядить севший аккумулятор перед выездом после долгого стояния в гараже. А дальше - пусть справляется генератор самой машины. По этой же причине в ней нет и индикации тока заряда и напряжения - ток заряда в начале стабилен, задается для имеющегося аккумулятора, а перед концом начинает снижаться. Напряжение больше выставленных 14,4 В не вырастет. Ввести такие измерители не представляет никакого труда, но это уже вопрос моддинга.
Все схемы построены по топологии АТ. Считаю с полным основанием, что дежурное питание для подобного сабжа, являющегося "вещью в себе", совершенно не нужно! Это ведь не компьютер, который должен находиться в дежурном режиме, чтобы иметь возможность включения по сети или звонку модема! БП АТ десятилетиями работали без нареканий.
Она избыточна - для всех трех вариантов (некоторые детали просто не запаиваются, + устанавливаются перемычки.
Распайка и сборка сабжа на новой плате может вызвать возражения, мол "проще выпаять ненужные детали на готовой плате, зачем городить огород?" Хорошо знакомо. Дело в том, что такой подход хорош для опытных любителей/профессионалов, хорошо знакомых с топологией печатных плат компьютерных ИИП. В этой связи для опытных могу порекомендовать отличнейшую статью по переделке ИИП. Малоопытные же встречают на этом пути серьезные трудности, времени иногда занимает намного больше с непредсказуемым результатом, вплоть до неработоспособности. Тоже хорошо знакомо. И чем меньше опыта, тем больше трудностей. Давайте не поднимать по этому поводу холивар. "Кому нравится поп, а кому - попадья"...
Вторая причина: могут иметься в наличии несколько неработающих ИИП, каждый по себе не запускаемый, а вот детали от них "из общей кучи" могут быть целыми.
Поскольку цоколевка управляющего трансформатора по "низковольной" стороне бывает самой разной ( viewtopic.php?f=11&t=27940 ) - нужно внимательно рассмотреть топологию печатки-"донора" и скорректировать печатку в этой её части. Реле - на 30А (автомобильное), служит защитой от переполюсовки. Выходной дроссель перемотан проводом диаметром 1 мм - 30 витков (индуктивность около 56...62 мкГ).
Единственными деталями, которые придется докупить, является выпрямительный полумост, который должен быть не менее, чем на 80...100 В обратного напряжения и на планируемый ток (те, которые стоят в канале +5 В - имеют слишком малое обратное напряжение, а в канале +12 В - слишком малый прямой ток), реле (в автомагазинах) и токоизмерительные резисторы по 0,1 Ом (вместо них можно поставить шунты от тестера или просто куска высооомного провода, хоть от электроплитки).
P.S. Планировалось по результатам обсуждения разработать гамма-версию, с опциональным режимом десульфатации, но из-за недостатка времени эта работа до конца не сделана. Разработана схема с "жесткой" стабилизацией выходного напряжения (токоизмерительный резистор исключен из цепи стабилизации напряжения) - вариант "D":
Вложение:
Комментарий к файлу: PowSource PowSource.GIF [42.57 KiB]
Скачиваний: 20264
По этой схеме изготовлены 2 ИИП на +12 и +5 В, суммарной мощностью до 60 Вт, с общим ограничением выходного тока на уровне 5 А, на плате размерами 70 х 100 мм. Эксперимент по заряду аккумулятора емкостью 45 А*ч с их помощью увенчался полным успехом. Однако, отсутствуют цепи питания кулера, плата нестандартная для корпуса компьютерного БП, нет релейной защиты от переполюсовки и т.п.
На все вопросы отвечу, замечания и уточнения "по делу" приму с благодарностью.
Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ очень важен контроль процесса заряда и разряда для избегания воздействия внешнего зарядного напряжения после достижения 100% заряда. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список таких решений от разных производителей.
Ничем не отличается, кроме того, что стоит ДО общего провода, а не ПОСЛЕ. Т.е., средняя точка импульсного трансформатора опускается "минусовее" общего минуса, а на стабилизацию выходного напряжения этот резистор уже не влияет.
Номинал - для ограничения тока на уровне 5 А.
По сути, схема более приемлема именно для БП, т.к. для зарядки аккумуляторов всё-таки предпочтительно более плавное снижение тока в конце заряда.
_________________ Выслушай и противную сторону, даже если она и противна
Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре.
Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств.
Заголовок сообщения: Re: Импульсная зарядка для автоаккумуляторов (новодел)
Добавлено: Сб дек 11, 2010 00:44:08
Говорящий с текстолитом
Карма: 3
Рейтинг сообщений: 38
Зарегистрирован: Ср сен 08, 2010 20:33:39 Сообщений: 1501 Откуда: Воронеж
Рейтинг сообщения:0
Не хотелось вас огорчать, но кроме того что вы написали
Цитата:
Ничем не отличается, кроме того, что стоит ДО общего провода, а не ПОСЛЕ.
на самом деле действительно не отличается НИЧЕМ. Если вы думаете, что в первых схемах эта цепочка как то влияет на стабилизацию напряжения до момента перехода в режим ограничения тока, вы заблуждаетесь. На самом деле эти схемы отличаются только величиной начала ограничения тока и крутизной спада напряжения при его достижении. Весь этот путь, который в схемах, я прошел на практике сам. И даже снимал ВАХ получившихся устройств.
Большинство повторяло вариант "С". Я - тоже. В вариантах "А" и "В" на токоизмерительном резисторе должно падать не менее 0,7 В. При токе 10 А получается 7 Вт.
_________________ Выслушай и противную сторону, даже если она и противна
Заголовок сообщения: Re: Импульсная зарядка для автоаккумуляторов (новодел)
Добавлено: Сб дек 11, 2010 02:19:08
Говорящий с текстолитом
Карма: 3
Рейтинг сообщений: 38
Зарегистрирован: Ср сен 08, 2010 20:33:39 Сообщений: 1501 Откуда: Воронеж
Рейтинг сообщения:0
Цитата:
В вариантах "А" и "В" на токоизмерительном резисторе должно падать не менее 0,7 В. При токе 10 А получается 7 Вт.
Это вы к чему вообще? Если вы отдаете предпочтение той схеме где нужен резистор меньшей мощности, то да С - лучше. Только не понял какое это имеет отношение к предмету нашей беседы. Ошибок в своих рассуждениях не нашел... Если есть желание, можете разъяснить.
уважаемый falkonist , вариант С на самом деле ни чем не отличается от вариантов А и В. разница только в переносе резистора-датчика тока в минусовой провод. а стабилизация напряжения по прежнему происходит относительно общего провода. и датчик тока оказывается, как в схемах А и В, просто включенным последовательно с аккумулятором. для того, чтобы датчик тока не влиял на напряжение на аккумуляторе, его нужно включить между средней точкой трансформатора и общим проводом. но при этом напряжение на датчике станет отрицательным по отношению к общему проводу, и потребуется изменить включение входов усилителя ошибки №2 (выводы 15 и 16 тл494). и цепей, с ними связанных.
_________________ Мудрость приходит вместе с импотенцией... Когда на русском форуме переходят на Вы, в реальной жизни начинают бить морду.
для того, чтобы датчик тока не влиял на напряжение на аккумуляторе
Тоже сталкивался с такой проблемой, но решил её несколько иначе. Я оторвал от общего провода левый вывод резистора R4 и соединил его непосредственно с минусовым выводом аккумулятора, по схеме аналогичной С. А для варианта А думаю будет достаточно переключить резистор R30 после датчика тока.
_________________ Творчество оно для того и нужно чтобы творить!
Вся разница между ними - в подключении общего минуса. В первом варианте токоизмерительный резистор включен последовательно с нагрузкой. При выставлении, к примеру, тока 5 А и максимального выходного напряжения 14,5 В (примем условно нагрузку активной) на Rнагрузки напряжение получается 14 В, т.к. токоизмерительный резистор является её частью. Во втором варианте на нагрузке = 14,5 В, независимо от падения напряжения на токоизмерительном резисторе.
В отличие от законов математики, при перемене мест слагаемых итоговая сумма поменялась...
Удивительно, что Starichok51 тоже повелся. Не ожидал...
_________________ Выслушай и противную сторону, даже если она и противна
уважаемый falkonist, я вернулся домой ночью и пьяный. во-первых, я совершенно забыл, что видел уже вашу последнюю схему на Казусе. и даже помнится, что мы ее обсуждали в аське. во-вторых, ночью у меня не хватило терпения посмотреть на эту последнюю схему, поэтому я словами описал именно то, что уже сделано в этой последней схеме. так что, извините старого (и пьяного) склерозника.
_________________ Мудрость приходит вместе с импотенцией... Когда на русском форуме переходят на Вы, в реальной жизни начинают бить морду.
Последний раз редактировалось Starichok51 Сб дек 11, 2010 15:32:08, всего редактировалось 1 раз.
Заголовок сообщения: Re: Импульсная зарядка для автоаккумуляторов (новодел)
Добавлено: Сб дек 11, 2010 17:41:44
Говорящий с текстолитом
Карма: 3
Рейтинг сообщений: 38
Зарегистрирован: Ср сен 08, 2010 20:33:39 Сообщений: 1501 Откуда: Воронеж
Рейтинг сообщения:0
To falkonist нет ну насчет вольт 14 там и 14,5 это конечно верно. Только при токе заряда 5А, как у вас в расчетах, для аккумулятора никакой разницы нет. Он ТОКОМ заряжается, а не напряжением. А вот в конце заряда, когда напряжение действительно приблизится к 14-14,4В а ток к 1-2А разница в напряжении на аккумуляторе в этих разных случаях за счет разного включения датчика тока, будет составлять 0,1-0,2В примерно. Так что если при настройке зарядного учесть этот нюанс и сразу добавить эти 0,1-0,2В. То разницы действительно не будет никакой. Принцип заряда в этих устройствах ОДИНАКОВ. А именно: стабилизация напряжения с ограничением максимального тока. А вот если вы будете использовать его не только для заряда, но и в качестве БП, то тогда да. Лучше там где стабилизация напряжения идет только на нагрузке. Так что вы меня не переубедили. Для заряда аккумуляторов эти схемы практически идентичны.
Zanzib, перечитайте мой ночной пост. разве там есть что-нибудь похожее на пьяный бред? а ту цитату, что вы привели, я уже седня писал в совершенно в трезвом виде. это у меня такая манера выражаться с хорошо знакомыми людьми.
_________________ Мудрость приходит вместе с импотенцией... Когда на русском форуме переходят на Вы, в реальной жизни начинают бить морду.
Сейчас этот форум просматривают: Дмитрий М и гости: 76
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения