Появилась необходимость использовать широко доступные литиевые батареи электроинструмента не по назначению. Однако, поверхностное исследование стандартной схемотехники их BMS показывает, что как правило, банки напрямую (без ключей) подключаются к выходным контактам батареи, и появляется риск переразряда батареи. Однако, опыт использования таких батарей в электроинструменте говорит о том, что батареи не мрут, а электроинструмент резко отключается. Вопросы: 1.Участвует ли в этом третий контакт батареи, или в инструменте встроена своя защита по напряжению? Или же третий контакт нужен только для заряда зарядками? Опять же: для слаботочных зарядок со штеккером от не используется. По дорожкам видно, что контакт явно подключен к какой-то цепи, а термодатчика при этом может и не быть совсем. 2.Как безопасно разряжать аккумулятор для альтернативных потребностей вместо электроинструмента? Менять BMS?
Последний раз редактировалось Alexepus Вт май 13, 2025 20:54:45, всего редактировалось 1 раз.
Заголовок сообщения: Re: Третий контакт на аккумуляторе - нужен ли при разряде?
Добавлено: Вт май 13, 2025 20:53:24
Опытный кот
Зарегистрирован: Вс мар 23, 2025 14:56:55 Сообщений: 700
Рейтинг сообщения:0
Не имеет смысла говорить обобщённо обо всех электроинструментах, так как каждый производитель может выдумать своё. Общее лишь методика работы с литий-ионными аккумуляторами. Её и придерживайтесь.
Если говорить необобщенно, то смотрю BMS батареи 18-21В, совместимой с Makita/Bosch/Dewalt/Deko и пр. Де-факто, это стандарт совместимых батарей для инструмента средней и высокой мощности. Также смотрю на другую батарею - 12В Deko (штатную и совместимую). И вот везде есть третий контакт, который куда-то идет (хотя, тут видно, что на шуруповерте нет ответного третьего контакта) , и прямое подключение клемм к батарее.
Последний раз редактировалось Alexepus Вт май 13, 2025 21:10:06, всего редактировалось 1 раз.
Заголовок сообщения: Re: Третий контакт на аккумуляторе - нужен ли при разряде?
Добавлено: Вт май 13, 2025 21:11:41
Опытный кот
Зарегистрирован: Вс мар 23, 2025 14:56:55 Сообщений: 700
Рейтинг сообщения:0
Совместимость тоже так себе может оказаться. Один использует третий контакт для передачи кучи данных в цифре, а другой посмотрел - "о, данных, нет. ну, ладно, буду работать без них", или наоборот "о, какая-то хрень цифровая вместо термистора, ну ладно, буду работать так" - вот Вам и совместимость. Возьмите определенную плату аккумуляторного блока и зарядного и посмотрите, куда идёт. Но это будет информация частного случая.
Добавлено after 2 minutes 52 seconds: Я вот на своём посмотрел - Бош 5 контактов, лень разбирать, Хичтар какой-то (уже разобран) - 4 контакта: два + - питания, один + зарядки, и один термистор NTC
Последний раз редактировалось Уош Вт май 13, 2025 21:12:25, всего редактировалось 1 раз.
Видимо, только так. Но это ненадежная защита, т.к. ячейки могут разряжаться неравномерно, а о напряжении на отдельных ячейках инструмент ничего не знает.
Заголовок сообщения: Re: Третий контакт на аккумуляторе - нужен ли при разряде?
Добавлено: Вт май 13, 2025 22:31:19
Друг Кота
Карма: 103
Рейтинг сообщений: 3717
Зарегистрирован: Пн фев 09, 2009 22:19:49 Сообщений: 22528 Откуда: Когда-то был прекрасный город для людей
Рейтинг сообщения:0
Общие требования к эксплуатации ни один производитель нарушать не будет. Ибо это грозит огромными штрафными санкциями в случае чего. Но реализовывать их они могут и делают это - разными способами.
А третий контакт - это как правило, контроль температуры аккумуляторов при зарядке. Ограничивает максимальный ток заряда до безопасного уровня.
Заголовок сообщения: Re: Третий контакт на аккумуляторе - нужен ли при разряде?
Добавлено: Ср май 14, 2025 11:50:05
Друг Кота
Карма: 103
Рейтинг сообщений: 3717
Зарегистрирован: Пн фев 09, 2009 22:19:49 Сообщений: 22528 Откуда: Когда-то был прекрасный город для людей
Рейтинг сообщения:0
Разве что в северном исполнении инструмента при температуре ниже пороговой отрицательной в сколько там градусов, то блокируется аккумулятор от нагружения и включается подогрев его.
Научен горьким опытом. Макита акб 18 вольт 5 а\ч. Третий контакт через схему управления выдает туда + питание (логическая 1). Когда батарея садится до 3.2 на ячейку появляется логический ноль на этом контакте. Инструмент в этот момент отключается. Так же присутсвует вторая защита в виде 2 полевиков. Которые при достижении 3 вольт на ячейку отключает минус силового питания от акб. И всё... После этого события акккум считается трупом и дальнейшее использование заканчивается на мусорке. Но так распоряжается плата контроллера которая стоит в акб.
Заголовок сообщения: Re: Третий контакт на аккумуляторе - нужен ли при разряде?
Добавлено: Ср май 14, 2025 22:40:56
Друг Кота
Карма: 103
Рейтинг сообщений: 3717
Зарегистрирован: Пн фев 09, 2009 22:19:49 Сообщений: 22528 Откуда: Когда-то был прекрасный город для людей
Рейтинг сообщения:0
Многие аккумуляторы имеют на борту BMS с хитрым алгоритмом работы - после срабатывания защиты в ней аккумулятор можно запустить только подключив его на зарядку. Хотя бы на несколько секунд. Но если напряжение на батарее ниже 2.4 В на элемент, то BMS не запустит и зарядку - надо при зарядке ее обходить, подавая напряжение прямо на аккумуляторы. После набора 2.7 В можно дальше заряжать батарею обычным способом.
Я так тоже подумал что так получится. Как я ее не подзаряжал заводская зарядка ставила крест на аккумуляторе. А все почему? Есть такой параметр в акб как внутреннее сопротивление. И когда аккум изнашивается это внутреннее сопротивление увеличивается, и от большой нагрузки напряжение падает быстрее чем обычно. Таким вот не хитрым способом контроллер аккумулятора и определяет состояние акб.
Сейчас этот форум просматривают: skn78 и гости: 32
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения