Форум РадиоКот https://radiokot.ru/forum/ |
|
Очень прошу помощи с созданием FM приемника https://radiokot.ru/forum/viewtopic.php?f=28&t=17436 |
Страница 1 из 4 |
Автор: | _ShvartZ_ [ Пн июн 29, 2009 23:14:55 ] |
Заголовок сообщения: | Очень прошу помощи с созданием FM приемника |
Первым делом хотелось бы поприветствовать всех участников этого замечательного ресурса! Это первое мое сообщение и я искренне надеюсь, что оно будет не слишком глупым. Так же извиняюсь, если тема является повтором. Дело в том, что приемник разрабатывается для автомобильного исполнения, а не стационарный вариант. Сразу оговорюсь, перед Вами человек, ни разу не собиравший какое-либо устройство, связанное с радиопередачей/приемом. К сожалению, я имел счастье собирать только УНЧ и сопутствующие схемы (например, защита АС). Итак, немного об устройстве, помощь в разработке которого я хочу у Вас попросить. Однажды, я неосторожно обмолвился, что мог бы попытаться собрать FM приемник и впихнуть его в корпус штатного приемника от автомобиля ГАЗ-21, после чего сразу же посыпались просьбы воплотить это в жизнь (Могу заверить Вас, что выполнив эти просьбы я не получу практически никакой материальной выгоды. Все для участников клуба). Тогда я имел в виду простой приемник на какой-то ИМС (TEA5711 либо CXA1538). Думаю, подобный приемник собрать не составит большого труда даже с учетом наличия некоторых намоточных узлов, ведь есть куча руководств как это сделать, включая тот же даташит. Но... Лежит у меня дома платка, собранная (не мной) на TEA5711. Как-то работает. Но меня не сильно устраивает качество приема, а еще больше не устраивает большое желание приемника перепрыгнуть на соседнюю станцию при моем перемещении по квартире. Если с приемником такое творится в более-менее неплохих условиях квартиры, то что же с ним будет в автомобиле, с учетом дичавших помех от системы зажигания и просто помех, связанных с перемещением автомобиля? Все-таки хочется собрать качественный приемник, подобный тем, что применяются в авто магнитолах хотя бы из спортивного интереса. Конечно, можно попытаться вырвать готовый приемник из дешевой магнитолы, но это как-то не интересно. Ведь намного интереснее сделать что-то свое, уникальное и неповторимое. Кроме того, я сомневаюсь, что дешевый китай будет собран не на тех же ИМС достаточно низкого уровня. Поиск в интернете приводит либо к тем же простым ИМС, либо к монстрам в 64+ ножки с цифровым управлением. Я не имею ничего против 64-ножечного монстра, но в их даташитах крайне мало написано про типовые схемы применения, да и цифровое управление мне подходит не сильно, потому что надо использовать штатные ручки приемника от ГАЗ-21. Но упорный поиск все-таки дал результат. Остановился я на производителе ИМС SANYO. Микросхемы выбраны исходя из их наличия в магазине, а так же исходя из их "автомобильности". Итак, остановился я на цепочке LA1175 -> LA1140 -> LA2110 -> LA3430. Все эти микросхемы есть у нас в продаже, стОят относительно не дорого, а самое главное, в даташите на LA1140 приведена схема как все это можно увязать. Приведена-то она приведена... Но... В виду полного отсутствия знаний на эту тему, у меня возник ряд трудностей. В основном, они связаны с намоточными узлами. В даташитах приведены конкретные катушки и трансформаторы, с индексами и производителями. Естественно, на радиорынке я их вряд ли найду. И тут возникает первая просьба к Вам, уважаемы читатели: Помогите, пожалуйста, определить параметры намоточных узлов, а также объясните как их изготовить вручную. Ну, это пока только то, что я успел заметить... Скорей всего, в процессе работы будет еще куча вопросов. Например, точно будут вопросы по печатной плате для всего этого дела. Вот даташиты на все эти чипы: http://www.datasheetcatalog.org/datashe ... LA1175.pdf http://www.datasheetcatalog.org/datashe ... LA1140.pdf http://www.datasheetcatalog.org/datashe ... LA2110.pdf http://www.datasheetcatalog.org/datashe ... LA3430.pdf Из измерительного оборудования в наличии имеется осциллограф С1-49, мультиметр с возможностью измерения емкости и генератор Л30. Чем измерять индуктивность я не представляю... Разве что косвенно, через какие-либо резонансы, либо силу тока на определенной частоте. Вот тут уже можно сформулировать пока что основной вопрос в этой теме - имеет ли эта затея смысл, и смогу ли я ее реализовать с учетом доступных мне измерительных приборов? Очень надеюсь на Вашу помощь. Спасибо за внимание. |
Автор: | Gigavolt [ Вт июн 30, 2009 00:53:10 ] |
Заголовок сообщения: | |
_ShvartZ_,я собирал приёмник на похожем составе микросхем,только использовал блочки KST-F102VD-1,KCF201201V-A вместо LA1175 Смотрите личку. |
Автор: | tro-sha [ Вт июн 30, 2009 08:19:42 ] |
Заголовок сообщения: | Приёмник |
Хотелось бы знать, какие пользовательские удобства должны быть в этом приемнике? И уровень технических характеристик. Желания "Чтоб принимал хорошо" мало. |
Автор: | _ShvartZ_ [ Вт июн 30, 2009 09:35:59 ] |
Заголовок сообщения: | |
Все удобства на улице ![]() Уровень технических характеристик мне озвучить достаточно сложно, но, допустим так: - Стерео - Высокая чувствительность. Порядка 2-3 мкВ (надеюсь, я написал реальные цифры) - Большая избирательность и стабильность настройки (удержание станции) - Малые искажения во всем тракте. - И это все еще и помехозащищенное (от системы зажигания) Знаю, что требования высокие, но что ж делать... Вроде бы, этот набор микросхем может обеспечить такие параметры. Сейчас, кстати, начал задумываться о применении LA1177 вместо LA1175 (спасибо Gigavolt-у за ссылки). А вообще, "чтоб принимал хорошо" это где-то на уровне автомагнитол средней стоимости. Переслушанные мной звучат где-то одинаково. |
Автор: | Света [ Вт июн 30, 2009 09:48:12 ] |
Заголовок сообщения: | |
_ShvartZ_ писал(а): .. но, допустим так:..
Стерео не нужно? |
Автор: | _ShvartZ_ [ Вт июн 30, 2009 09:53:35 ] |
Заголовок сообщения: | |
Извиняюсь, забыл. Нужно ![]() |
Автор: | Света [ Вт июн 30, 2009 10:02:23 ] |
Заголовок сообщения: | |
Диапазон только один, FM (87,5-108 МГц)? Или нужен и УКВ1 (65,9-74 МГц)? |
Автор: | _ShvartZ_ [ Вт июн 30, 2009 10:11:44 ] |
Заголовок сообщения: | |
Пока только один. Я так понимаю, что для второго диапазона нужны свои входные контура и своя настройка, к чему я еще морально не готов. Пока ограничимся FM-ом. Да, на 65,9-74 МГц у нас и ловить-то особо не чего. Так, пару станций, и то, в основном, параллельно транслирующие и на 87,5-108. |
Автор: | tro-sha [ Вт июн 30, 2009 12:34:14 ] |
Заголовок сообщения: | Приёмник |
Насколько я помню, в ГАЗ-21 устанавливался АТ-66. Места внутри много. Можно использовать модульный принцип. Например начальный вариант: блок УКВ-1-05С(конструктивно рассчитан на перестройку в диапазон 88-108МГЦ) + УПЧ отсюда http://radiokot.ru/circuit/analog/amplifier/02/ + преобразователь напряжения для варикапов + УНЧ. На материнской плате предусмотреть место для установки дополнительных модулей. Т.е. создаём базу для дальнейшей модернизации. Испытав начальный вариант, определяемся, "чего в супе не хватает"- чувствительности, избирательности, помехоустойчивости или прибамбасов. Соответственно начинаем совершенствовать или добавлять требуемый модуль. К примеру, вместо стрелочной шкалы установить цифровую от китайской магнитолы(LB3500+LC7265), по сути-готовый частотомер, который пригодится при настройке радиотракта. Или сравнить разные варианты стереодекодеров. Короче-совершенству нет предела. |
Автор: | _ShvartZ_ [ Вт июн 30, 2009 21:48:28 ] |
Заголовок сообщения: | |
Ну, почти АТ-66... Устанавливались A-9, A-12 и A-18 в зависимости от года выпуска. Все ламповые и, соответсвено, немаленькие. Места, думаю, еще и на УНЧ хватит. А что есть "блок УКВ-1-05С"? Где он обитает и как его выловить? Микросхема понятно - я и выбрал эту цепочку потому, что все компоненты есть у моего любимого поставщика компонентов ![]() По поводу всяких цифровых шкал - категорически нет. Дело в том, что люди, обладающие ГАЗ-21 не на мешочно-дачном уровне, обычно, не совсем обычные люди, и, например, ищут оригинальные (родные) саморезы, и о каких-либо модернизациях лицевой части приемника не может быть и речи ![]() Ну, а те, которые не заморачиваются на эту тему, банально привешивают обычную новую магнитолу снизу от штатного приемника ![]() Я извиняюсь за очень глупый вопрос, но зачем преобразователь напряжения для варикапов? На них разве не в пределах 0-Uпит (8 Вольт) подается? Я просто с этим всем делом еще только пытаюсь разобраться, так что не удивляйтесь глупым вопросам. |
Автор: | SergVi [ Вт июн 30, 2009 22:08:28 ] | |||
Заголовок сообщения: | ||||
Этот набор ИМС довольно стандартный и использовался во многих автомагнитолах в 80-е годы. Как правило, канал УКВ выполнялся в виде отдельного модуля и представлял собой законченный УКВ стереотюнер. Имеющиеся у меня платы маркированы PC2000F, PC2001 и т.д. (см. фото). На основе одного из них когда-то собрал тюнер с микроконтроллером (фото) Сам блок УКВ (Front End) представляет собой жестяную коробочку с 6-ю выводами. Есть и схема на него, но проще все же найти такой готовый, т.к. настроить самодельный без приборов малореально. Есть много разновидностей этих модулей, ктр отличаются типом применяемых ИМС, хотя принцип построения один и тот же. В качестве УПЧ чаще всего использовалась LA1140 или TA8129 (KIA8129). Шумоподавитель встречается очень и очень редко, обычно на его месте на плате пусто, только отверстия. Из всех, что я видел, он был только в одном, да и то это какая-то гибридная сборка YY86-C. Далее - стереодекодер. Тут вариантов еще больше - у Sanyo ИМС стереодекодеров просто куча, да плюс их клоны Daewoo и др. Попадались DBL1035, LA3370, LA3430 и т.д. Блок УКВ на LA1178, конечно, собрать можно, но опять же - см. выше. На всякий случай привожу фото блока УКВ на этой ИМС, ктр есть в моей "коллекции". Его параметры мне замерить нечем, но чисто субъективно работает он хуже "жестянки". Ну и, наконец, контур для LA1140. Данных на него у меня нет, вот сделал только фотографии. Конструкция его довольно сложная. Наверное, проще поискать готовый на какой-либо старой плате от автомагнитолы. Удачи!
|
Автор: | SergVi [ Вт июн 30, 2009 23:54:38 ] |
Заголовок сообщения: | |
Да, еще вспомнил. Ведь для экспортной 21-й "Волги" выпускался вариант приемника с "ихним" диапазоном - А18-Е. Прада, в те годы FM был чуток поуже: 88-104 МГц. Хотя, наверное, найти такой сегодня - из области фантастики. Зато 100% "аутентичный" приемник. ![]() |
Автор: | _ShvartZ_ [ Ср июл 01, 2009 00:31:32 ] |
Заголовок сообщения: | |
Ага, было такое... Но, как Вы верно заметили, их еще найти надо. В принципе, от обычного А-18 он отличается только настройкой входных контуров (вроде бы), так что А-18 должен поддаваться перестройке на ФМ. Но, кроме А-18 есть же еще А-12 и А-9, в которых УКВ и не пахнет. Ну, еще можно пожаловаться, что прослушивание А-18-го на ходу связано его постоянным шипением, переходящим в легкий рык на своего хозяина. Пока стоит, вроде нормально... Ловит все три станции ![]() Теперь о LA1140... В первую очередь - большое спасибо за фотографии. Но, что-то я испугался вот этого: LA1140 Coil.jpg Чего там столько всего много намотано? Если верить даташиту, то у LA1140 всего две катушки и один какой-то трансформатор. Но у трансформатора две обмотки, а не много... Или там трансформатор совмещен с одной из катушек? (У них как раз одна нога общая) |
Автор: | SergVi [ Ср июл 01, 2009 08:54:11 ] |
Заголовок сообщения: | |
А18-Е отличается еще и схемой блока УКВ, правда, не сильно, но различия есть. К тому же, учитывая свой опыт работы с вариометрами, могу сказать, что агрегат этот весьма "капризный" и просто так перетянуть его не получится. Да и еще, в "Е" катушки намотаны посеребренным плоским проводом. Мой фотоаппарат, к сожалению, весьма посредственно снимает в макро. У этого изделия 3 вывода: нижняя (большая катушка) к ней подключено "нечто" (резистор или конденсатор?), расположенное в "подвале" каркаса. К левому (на фото) выводу этой катушки подключен и вывод второй, верхней катушки. А второй вывод верхней катушки выведен на противоположную сторону каркаса. На корпусе я нацарапал цифры (наверное, номера выводов LA1140 - давно это было, уже точно не помню...). Общий для обеих катушек - 11, вторй вывод первички - 13, вывод на противоположной стороне - 9. |
Автор: | tro-sha [ Ср июл 01, 2009 09:02:03 ] |
Заголовок сообщения: | |
_ShvartZ_ писал(а): А что есть "блок УКВ-1-05С"? Где он обитает и как его выловить?
Я извиняюсь за очень глупый вопрос, но зачем преобразователь напряжения для варикапов? На них разве не в пределах 0-Uпит (8 Вольт) подается? Я просто с этим всем делом еще только пытаюсь разобраться, так что не удивляйтесь глупым вопросам. УКВ-1-05С широко применялся в бытовой аппаратуре: Радиотехника-Т101, Кантата-205, Нерль-206... У варикапов есть параметр-Коэффициент изменения ёмкости, показывающий во сколько раз изменится ёмкость при изменении управляющего напряжения от Umin до Umax. В советских УКВ блоках использовались варикапные матрицы КВС111. При управляющем напряжении 0...8В изменения ёмкости не хватает для полной перестройки по диапазону. Поэтому Umax повышают до 25...30В с помощью преобразователя напряжения. Тем более, что Umin не 0В, а 1...1,5В. Есть одиночные варикапы с большим коэффициентом перестройки при напряжении 1...10В, но их сначала надо найти, а потом подобрать в согласованные пары с одинаковой ёмкостью. |
Автор: | Света [ Ср июл 01, 2009 09:11:00 ] |
Заголовок сообщения: | |
В более поздних УКВ приемниках использовались варикапы КВ132А, которые работали при низких напряжениях. КВ132АР - были подобраны в пары. Я меняла в блоке УКВ-1-05С КВС111 на КВ132А, не было преобразователя ПН15, а делать было не охота, получалось нормально. |
Автор: | tro-sha [ Ср июл 01, 2009 09:25:23 ] |
Заголовок сообщения: | |
В принципе, можно наковырять варикапов из телевизионных СК-М-24, но для подбора в пары их надо столько... Проще собрать преобразователь напряжения. |
Автор: | _ShvartZ_ [ Ср июл 01, 2009 19:42:51 ] | |||||
Заголовок сообщения: | ||||||
SergVi писал(а): На корпусе я нацарапал цифры (наверное, номера выводов LA1140 - давно это было, уже точно не помню...).
Да, в самом деле выводы LA1140 (см. первый вложенный файл) А вот что в "подвале" сказать трудно ![]() Спасибо за разъяснения. Позже могу попросить посчитать количество витков ![]() Скажите, а в чем сложность настройки Фронт-энда, если это делать, например, как тут? (надеюсь, Gigavolt не обидится за использовании ссылки, предоставленной в личке) tro-sha: C блоком УКВ-1-05С понял, спасибо. Т.е. искать надо где-то на развалах радиорынка... Не сильно привлекательно, но ладно, посмотрим. С варикапами тоже понял. Вот, нашел справочник по полупроводниковым приборам, в нем нашел характеристики варикапов (второе и третье вложение). Понял, зачем для КВС111 нужно повышенное питание ![]() Но, я имею доступ вот к таким варикапам: http://imrad.kiev.ua/showcat.shtml?cat= ... e=category Ну, вот, берем первый попавшийся BB132. Даташит: http://www.nxp.com/acrobat_download/dat ... B132_5.pdf Зависимость емкости от напряжения во вложении. На сколько я понимаю, его можно ставить без повышения питания? Если верить даташиту, то разброс параметров 7%, т.е., если повезет, то в пары долго подбирать не придется (кстати, какой разброс является допустимым?)... Света: Т.е. можно попытаться найти более поздний блок для УКВ с КВ132А и тогда не надо будет паять преобразователи?
|
Автор: | Little Jimmy [ Ср июл 01, 2009 22:00:04 ] |
Заголовок сообщения: | |
ох товарисчи я бы предложил уважаемому более простой вариант К174ПС1+К174УР3+УНЧ |
Автор: | _ShvartZ_ [ Ср июл 01, 2009 22:29:29 ] |
Заголовок сообщения: | |
Не поверите... Я понятия не мю где можно найти отечественные микросхемы ![]() Из продукции Орбиты только: К174УК1 К174УН20 К174УН7 К174УР2Б К174УР8 К174ХА16 К174ХА33 К174ХА48 |
Страница 1 из 4 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |