Попробовал отмочить Lomond спиртом - плохо получилось. Часть рисунка осталась на бумаге. Может мало подержал..
Держать долго не нужно. когда плеснул на плату спирт и растер его пальцем по бумаге, то визуально видно как бумага быстро пропитывается спиртом. Всё, можно отрывать.
Подозреваю что твоя проблема, в том что тонер плохо прилип к плате.
Можно так же отрывать бумагу без спирта. Нужно ловить момент температуры, когда тонер уже застыл, а покрытие бумаги(глянец) еще мягкий. Незнаю какая при этом температура платы(возможно 80-90*С), но в руках можно удерживать только за торцы платы. Так же бумага отрывается чистой.
Буду пробовать ещё,уже более тщательно. Следов от глянца на плате совсем не было. Может быть надежнее смыть водой,а между дорожками аккуратно помыть тонким тампоном со спиртом ?
Зарегистрирован: Сб май 28, 2016 13:35:35 Сообщений: 4
Рейтинг сообщения:0
Уже 4 день впервые пытаюсь изготовить лутом плату под LQFP64 с толщиной дорожек 0.2мм и зазорами 0.2мм. Упорно не переносится рисунок на текстолит. 0.2/0.2 не получалось вообще - дорожки слипались. Уменьшил толщину до 0.1 (соответственно, зазоры стали 0.3) – слипания прекратились, зато появились разрывы. И вообще толщина тонких дорожек очень сильно плавает. Термоперенос осуществляю в духовке при 180 градусах. Поверх текстолита с рисунком подкладываю стопку газет, помещаю меж двух стальных пластин и стягиваю весь этот бутерброд со всей дури болтами по углам (но так, чтобы пластины не изгибались). Запекаю 40 минут. (От утюга уже очень давно отказался, ибо поначалу намучался с ним (пока не узнал о технологии с духовкой), столько текстолита и бумаги разной перевёл, так ничего и не получилось.) По такой технологии платы 0.5мм/0.5мм выходили у меня без особого геморроя, и весьма приемлемого качества. А вот 0.2/0.2 уже 4 дня мучаюсь, хоть вешайся, всё уже проклял.( Около 20 раз уже пытался.
Так вот, вопрос: многие хвалятся, что делают лутом чуть ли не 0.1/0.1. Фотографии прикладывают (красивые при том), утверждают, что оно чуть ли не с закрытыми глазами всё получается. В чём здесь секрет? Что я не так делаю?
Карма: 28
Рейтинг сообщений: 209
Зарегистрирован: Ср май 01, 2013 13:53:56 Сообщений: 2168 Откуда: с пальмы в Рио-Инженейро
Рейтинг сообщения:0
Оно тыщу раз может не получаться. На тыщепервый получится. Я много времени убил на постановку технологии чтобы потом всё с одного разу. === Частное мнение. Толщина менее 0.4 уже не для ЛУТ === Человек, использующий LQFP64 в своих устройствах должен уметь соотносить уровень технологии изготовления пп к комплектующим.
Купил AGFA глянцевую фотобумагу 180 мг, что было в наличии. У меня импортный утюг с максом 190 градусов по термореле (измерял мультиком).
Утюжил примерно 1 минуту, с 2 сторон, периодически переворачивая, так как с 2 сторон надо было схему сделать. Потом в книгу закинул, прижал и подождал 1 минуту. Еще с теплой платы за угол стал снимать фотобумагу. Снялось идеально, я еще думал, что дорожки отскочат...неа, причем с 2 сторон. Схема получилась белой, так как на тонер сверху легла пленка и дополнительно защитила от травления. В хлорном железе травил, корпус SOT343 был идеальным.
про 0.5/0.2 по опыту могу сказать, а 0.2/0.2 ещё сложнее. очень сложно: долго экспериментировал с бумагой и тонером, временем прогрева ушатал одну заготовку текстолита, медь после прогрева покрывается тёмным налётом. вот в ноль медь наждачкой стёр пока переделывал. в принципе получилось, но дорожки всё равно получились рваные по краям. правда контакт есть и держится крепко иголкой вычищал между дорожками бумагу оставшуюся
Так вот, вопрос: многие хвалятся, что делают лутом чуть ли не 0.1/0.1. Фотографии прикладывают (красивые при том), утверждают, что оно чуть ли не с закрытыми глазами всё получается. В чём здесь секрет? Что я не так делаю?
Секрет - для ЛУТа есть специальная бумага. У нее есть особый укрепляющий слой для тонера. Из всего что я перепробовал эта лучшая. http://www.dipmicro.com/store/PNPB Я делаю ей 0.25 с зазором 0.25 без каких либо проблем. Плату предварительно зачистить чистящим порошком с хлоркой чтобы были микро-царапины и протереть ацетоном. Потом перенос рисунка с бумагой PNP, прижимать и греть утюгом до полного потемнения дорожек, чтобы отчетливо были видны и не было пузыриков воздуха. Температура утюга эксперементально чтобы не потек тонер. Дать отстыть и осторожно снянуть пленку, мочить не обязательно. Ну и еще важно чтобы сам принтер давал тонер как можно сильнее, хотя у меня не очень хороший принтер.
_________________ Критика - это когда критик объясняет автору как бы он это сделал. Если бы мог. (c)
Равномерность прижима и регулируемый прогрев ламинатором всей поверхности сказывается положительно на результате. А вот с утюгом платы больше чем 7х7 см у меня уже хуже выходят, именно изза того что не равномерный прогрев и разность давления на плату, бывало что и дорожки плывут изза этого на больших платках.
_________________ Критика - это когда критик объясняет автору как бы он это сделал. Если бы мог. (c)
Здравствуйте. Сегодня первый раз попробовал ЛУТ технологию - ничего не вышло. Делал все как написано в статьях, плату зашкуривал, обезжиривал, распечатывал на глянцевой обложке журнала, глянцевой фото бумаге, обычной бумаге, ничего не получилось. Вся проблема в том, что бумага не липнет к фольге, как написано в статьях, сколько бы я не держал утюг, она вообще не липнет. Подскажите, в чем может быть проблема?
Материалы должны быть чистыми, медь обезжирена органическим растворителем, бумага ни в коем случае не "захватана" (нельзя прикасаться к отпечатанному рисунку). Температура утюга на "лён", бумага должна через некоторое время начинать желтеть (некоторые современные утюги не догревают).
Равномерность прижима и регулируемый прогрев ламинатором всей поверхности сказывается положительно на результате. А вот с утюгом платы больше чем 7х7 см у меня уже хуже выходят, именно изза того что не равномерный прогрев и разность давления на плату, бывало что и дорожки плывут изза этого на больших платках.
Я сантиметры не мерял, но если подошва утюга полностью покрывает плату - то никаких проблем нет. Они начинаются если плата больше размеров подошвы. В этом случае полностью с вами согласен - обеспечить равномерный прижим и температуру становится проблематичным. Иной раз по 5-7 попыток приходится делать.
Slabovik - а какой ламинатор вы используете? Дорабатывали ли его для этих целей?
Ламинатор с так называемыми "горячими валами". Моделей много. У меня Fellowes (модель не помню, но уже не выпускается). Во, картинку нашёл - такой у меня
Всей доработки - это вскрытие и коррекция максимальной температуры валов (пара резисторов), но поначалу и этого не делал - просто катал плату туда-сюда пока она не прогреется.
Технология:
Плату вырезаю сразу по габаритам. Также ровно по габаритам вырезаю напечатанный шаблон разводки, но делаю это по трём сторонам. На четвёртой стороне оставляю сантиметра два-три - это потом загнётся, охватывая заготовку и этой стороной засовываю плату в ламинатор. Приём позволяет добиться практически нулевого смещения бумаги относительно платы.
Края платы маленько шкурятся, чтобы не было острых выступов - острое может повредить валы, т.к. они относительно платы нежные.
Фольгу не шкурю, а под небольшим количеством воды "начищаю" порошком для мытья посуды. Фольга после этого начинает блестеть. После, после удаления воды (сохнет весьма быстро), протирка ацетоном (специально купил дамские ватные диски "Я самая"). Можно, наверное, без ацетона, но у меня тогда "прилипучесть" тонера перестаёт радовать. Видимо, на фольге таки что-то остаётся.
Сую плату пока без бумаги "покатать" в уже разогретый ламинатор - два-три раза, чтобы плата прогрелась и начала "маленько жечь пальчики".
Далее совмещаю бумагу с рисунком с платой, загибаю кончик бумаги с другой стороны, и сую тем краем, где бумага загнута в ламинатор. При этом нужна ловкость рук, чтобы на бумаге не было морщин и совмещение было чётким.
Катаю пять-десять раз туда-сюда. Бумага приклеивается с первого раза, но для надёжности нужен прогрев платы, а она, пока прикладывали да совмещали бумагу, маленько подостыла.
Готово. Далее остужение платы, да засовывание в воду для отмывки бумаги.
p.s. Кстати, ламинатор также очень выручает при приклейке листового фоторезиста...
Спасибо за столь развернутый ответ! Уже давненько созрел на покупку ламинатора, только останавливают прочитанные в сети сообщения что далеко не все ламинаторы подходят для этой цели. Боюсь со своей удачей нарваться именно на такой...
Да, ламинаторы бывают с холодными валами и печкой между ними. Тут как раз ключевое слово "горячий вал". У моего четыре вала, два спереди и два сзади, горячие передние. Модель весьма старая, но ещё продаётся под разными наименованиями. Хороша тем, что внутри очень простое аналоговое управление, откорректировать которое на нагрев до нужной температуры совершенно не проблема. Бывают с шестью валами, но сколько из них горячих - уже не знаю...
Материалы должны быть чистыми, медь обезжирена органическим растворителем, бумага ни в коем случае не "захватана" (нельзя прикасаться к отпечатанному рисунку). Температура утюга на "лён", бумага должна через некоторое время начинать желтеть (некоторые современные утюги не догревают).
Сделал все как вы сказали, работал даже в резиновых перчатках, чтобы не залапать, но результат все равно плохой, бумага прилипла совсем чуть чуть(с легкостью отдирал рукой) и рисунок остался очень тусклый и не яркий.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения