Приветствую, форумчане. Задумал я тут спаять себе предусилитель для петлички в целях общего улучшения звучания, а точнее снижения шумов. Полазив по форуму, наткнулся на схему - Всем хороша, и питание фантомное, и компактная, и звук стал гораздо чище. Но все же, не подходит она мне по уровню шумов. Там же, в теме, где обсуждался приведенный выше пред, кто-то из форумчан дал ссылку на другую схему, уже на ОУ. Хотелось бы повторить ее, но раз уж буду собирать на ОУ, то хочу переделать ее под стерео, т.е. использовать TL072 вместо TL071. Правда в электронике я не особо волоку, хоть паяльник держать и умею. Поэтому, если не возражаете, хочу задать пару вопросов: 1. Кто подскажет, как прикрутить тут еще один канал при условии использования tl072? (может кто-то схемку набросает на скорую руку) 2. Какой номинал ограничивающего резистора лучше использовать для питания электретного капсюля? Я буду питать от кроны 9в 3. Можно ли R2 в схеме заменить на переменник, скажем на 50к и использовать в качестве регулятора чувствительности?
1. Кто подскажет, как прикрутить тут еще один канал при условии использования tl072? (может кто-то схемку набросает на скорую руку)
Просто собираете второй канал на второй половине микросхемы
Цитата:
2. Какой номинал ограничивающего резистора лучше использовать для питания электретного капсюля? Я буду питать от кроны 9в
Номинал подбирается в зависимости от напряжения питания, и от характеристик применённого вами микрофона. В простейшем варианте берёте переменный резистор на, например, 10 кОм, и крутите его от 10 кОм в сторону уменьшения, а мультиметром измеряете напряжение на микрофоне.
Цитата:
3. Можно ли R2 в схеме заменить на переменник, скажем на 50к и использовать в качестве регулятора чувствительности?
Можно.. Правда, по этой схеме усиление получается всего 23, что меньше, чем у двухтранзисторной схемы. Я в подобной схеме ставил последовательно 68 кОм постоянный резистор и 100 кОм- переменный. Правда, я пробовал ОУ типа MCP6001, и питал схему от "таблетки", всё заработало, но вот почему- то получился "завал" на высоких частотах.
Просто собираете второй канал на второй половине микросхемы
У меня с этим и проблемка, не знаю, как правильно сочленить две половинки...
Цитата:
Номинал подбирается в зависимости от напряжения питания, и от характеристик применённого вами микрофона. В простейшем варианте берёте переменный резистор на, например, 10 кОм, и крутите его от 10 кОм в сторону уменьшения, а мультиметром измеряете напряжение на микрофоне.
В принципе, так и планировал, спасибо.
Цитата:
Можно.. Правда, по этой схеме усиление получается всего 23, что меньше, чем у двухтранзисторной схемы. Я в подобной схеме ставил последовательно 68 кОм постоянный резистор и 100 кОм- переменный. Правда, я пробовал ОУ типа MCP6001, и питал схему от "таблетки", всё заработало, но вот почему- то получился "завал" на высоких частотах.
Хм... Значит ли это, что вариант на ОУ будет хуже, чем вариант на двух транзисторах? Я имею в виду, в плане шумов? Я почему-то считал наоборот. Мне нужно чтобы уровень на микшере был выставлен на минимум, при этом уровень голоса был как можно выше, но при этом не было искажений... ну и шумов естественно. Сейчас у меня однотранзисторная схема трудится, с ней я обычно выставляю уровень записи на 70, но этого явно недостаточно. все равно шипение легкое монотонное присутствует. Че же делать-то)
Последний раз редактировалось Vladrevan Чт янв 05, 2017 00:00:38, всего редактировалось 1 раз.
Взгляните тут, на ответы ко всем вопросам. Использован сдвоенный ОУ. Сформировано питание электретного микрофона. Регулятор выходного сигнала. Аттенюатор чувствительности. Печатная плата.
Да, спасибо, я уже видел эту статью. Только печатка мне не совсем понятна)
Да, кстати, перечитав эту статью, нашел такие интересные строки: "When choosing an op-amp, it's important to find out the open loop gain at 20kHz. The circuit has roughly 27dB of gain, and at least 47dB at 20kHz (i.e. 20dB higher) is desirable. This is because op-amp circuits are predicated on an ideally infinite open loop gain, while in reality 10 times (20dB) higher than the closed loop gain at highest frequency of interest is acceptable. Otherwise the amplifier becomes progressively non-linear. The TL072 at roughly 45dB just makes it. The LM833 is good at »55dB and the NE5532 sparkles at »60+dB."
Что означает примерно следующее: При выборе ОУ важно выяснить его "чувствительность открытой петли???!!! )))" на частоте 20 кГц. Схему имеет усиление близкое к 27 дБ, хотя желательно бы получить усиление по меньшей мере 47 (т.е. на 20 дБ выше). Но это потому что ОУ проектируются с расчетом на идеальные условия, когда петля чувствительности бесконечна. В реальности же разница в 20 дБ допустима, в противном случае усилитель становился бы нелинейным. У TL072 это происходит при 45 дБ, LM833 - 55 дБ, NE5532 »60+ дБ
Кто-то может объяснить мне смысл этих слов? Ничего не понял Значит ли это, что если использовать NE5532, то усиление схемы можно задрать до 60 дБ вместо 27 изначальных? И есть ли в этом смысл?
, я уже видел эту статью. Только печатка мне не совсем понятна)
Блин, да там не то, что "не совсем", там без поллитры не разберёшься.. Впечатление, что автор сначала делал её под двухполярное питание, что ли..
зы.. Относительно шумов. Дело в том, что сами микрофоны тоже шумят, и, если делать усилитель на весь диапазон, то и шумы тоже усилятся. В зависимости от того, что именно вы хотите "микрофонить" , то можно лишний диапазон резать фильтрами- для речи, например, наилучший диапазон- 300 Гц~ 3000 Гц..
зы.. Относительно шумов. Дело в том, что сами микрофоны тоже шумят, и, если делать усилитель на весь диапазон, то и шумы тоже усилятся. В зависимости от того, что именно вы хотите "микрофонить" , то можно лишний диапазон резать фильтрами- для речи, например, наилучший диапазон- 300 Гц~ 3000 Гц..
Да, я понимаю, что капсюли тоже шумят. Я изначально записывал микрофон просто в микрофонный вход встроенной звуковой карты, со всеми вытекающими. Спаял однотранзисторную схему - стало лучше, того же уровня записи голоса по сравнению с просто микрофоном удалось добиться, опустив ползунок в микшере с 100 до 70. Шумов, естественно, стало гораздо меньше, что порадовало. Теперь же мне хотелось бы еще снизить шум, чтобы писать на уровне, скажем от 0 до 30, ибо примерно на 30 шумы на слух совсем пропадают.
Эту схему на ОУ стал рассматривать, т.к. по заверению автора, и еще пары человек с форума, она действительно малошумящая. Да и звуковая карта с приличными ЦАПами у меня имеется для этих дел. Ведь как я понимаю, с предом на ОУ придется писаться в линейный вход.
Вобщем моя цель не сделать запись голоса идеальной, а постараться добиться минимальных посторонних шумов (помимо "родного" шума микрофона). Изначально я хотел собрать двухтранзисторную схему, но она с первого раза почему-то не завелась, да и судя по комментариям, она не идеальна, т.к. ради фантомного питания от звуковой карты пришлось пожертвовать некоторыми характеристиками.
Последний раз редактировалось Vladrevan Чт янв 05, 2017 03:28:46, всего редактировалось 1 раз.
Я пробовал и однотранзисторную схему, и двухтранзисторную.. Работали обе, двухтранзисторная дала коэффициент усиления- по сравнению с "просто микрофоном"-примерно раз в 20..., с шумами вроде как ничего..
Попался мне вот такой "микрофон для конференций"- Вот у него действительно хорошая чувствительность, и шумов мало.. Что это за JRC062D . - выводы 2,3 и 4 - не используются- закорочены между собой..
Я пробовал и однотранзисторную схему, и двухтранзисторную.. Работали обе, двухтранзисторная дала коэффициент усиления- по сравнению с "просто микрофоном"-примерно раз в 20..., с шумами вроде как ничего..
Попался мне вот такой "микрофон для конференций"- Вот у него действительно хорошая чувствительность, и шумов мало.. Что это за JRC062D . - выводы 2,3 и 4 - не используются- закорочены между собой..
JRC062D - это, судя по всему, аналог TL062, ну или нечто похожее.
Последний раз редактировалось aen Сб май 20, 2017 11:26:11, всего редактировалось 1 раз.
Ладно, раз это TL 062, значит все-таки стоит попробовать вариант схемы из первого поста. Спаяю под один канал, посмотрю что к чему. Еще наверное двухтранзисторную схему попробую пересобрать. Не знаю, в чем проблема, но у меня в прошлый раз выхлоп на двухтранзисторной получился ниже, чем на однотранзисторной)
Добавлено after 4 hours 27 minutes 15 seconds: Собрал все-таки двухтранзисторную схему. Завелась на удивление. Честно сказать, двоякое ощущение. Казалось бы шумов стало меньше, точнее уровень вырос, поэтому ползунок на микшере я опустил до 55 делений. Но вместе с тем, у меня двухтранзисторная почему-то слегка подгружается, слышу легкий клиппинг. Наверное, так и должно быть. Боюсь, что большего из этой схемы не выжать. Поэтому все-таки буду собирать пред на ОУ по схеме из первого поста, заодно и сравню. Только есть вопрос - можно ли на выход прикрутить потенциометр на 10 кОм и есть ли в этом смысл? Да, и так и не получил ответ - если заменить TL072 на NE5534, смогу ли я задрать чувствительность повыше или особой роли не играет?
Собрал все-таки двухтранзисторную схему. Завелась на удивление. Честно сказать, двоякое ощущение. Казалось бы шумов стало меньше, точнее уровень вырос, поэтому ползунок на микшере я опустил до 55 делений. Но вместе с тем, у меня двухтранзисторная почему-то слегка подгружается, слышу легкий клиппинг. Наверное, так и должно быть. Боюсь, что большего из этой схемы не выжать.
Да, я поставил подстроечник на 68к, и второй оставил по схеме - 1к. И заметил забавную особенность - начиная где-то с 25-30к и выше усиление перестает расти. Т.е. что 30к на этом резисторе, что 60 - одинаково, уровень не растет. Почему ума не приложу)
Цитата:
На сколько я понимаю, коэффициент усиления схемы на ОУ определяется соотношением резисторов ОС, а на названием ОУ.
зы.. Так что вы хотите микрофонить усиливать?
Я выкладывал часть текста из статьи: "When choosing an op-amp, it's important to find out the open loop gain at 20kHz. The circuit has roughly 27dB of gain, and at least 47dB at 20kHz (i.e. 20dB higher) is desirable. This is because op-amp circuits are predicated on an ideally infinite open loop gain, while in reality 10 times (20dB) higher than the closed loop gain at highest frequency of interest is acceptable. Otherwise the amplifier becomes progressively non-linear. The TL072 at roughly 45dB just makes it. The LM833 is good at »55dB and the NE5532 sparkles at »60+dB."
Что означает примерно следующее: При выборе ОУ важно выяснить его "чувствительность открытой петли???!!! )))" на частоте 20 кГц. Схему имеет усиление близкое к 27 дБ, хотя желательно бы получить усиление по меньшей мере 47 (т.е. на 20 дБ выше). Но это потому что ОУ проектируются с расчетом на идеальные условия, когда петля чувствительности бесконечна. В реальности же разница в 20 дБ допустима, в противном случае усилитель становился бы нелинейным. У TL072 это происходит при 45 дБ, LM833 - 55 дБ, NE5532 »60+ дБ
Если верить этому тексту, у NE5532 и ей подобных получается выше запас усиления до начала клиппинга, следовательно я предположил, что тогда я смогу поднять уровень повыше, чем 23 в схеме с TL072, допустим, до 40. Или я ошибаюсь и неправильно понял суть текста?
ЗЫ Микрофонить я собираюсь свой голос. Мне его нужно писать максимально чисто. Диктофон использовать не хочется, вот я и вожусь со всякими схемами.
Попробовал сделать "реверс- инжиниринг" этому микрофону: Получилась вот такая схема: Если кому не трудно, или не лень- проверьте правильность расшифровки номиналов - вот фото платы: Спойлер А вот какая разводка у меня "снялась: с деталями и номиналами: Только дорожки: "второй слой" здесь сделан тонкими дорожками- чтобы проще было их проследить. Собственно, сам файл лайоута:
Печатку нарисовал. Жаль из-за непогоды не удается мотнуться за деталями. Пока сижу без дела, возник вопрос, можно ли заменить электролиты в сигнальной цепи на неполярные? Тогда по идее, можно будет путем исключения из цепи ограничительного резистора использовать предусилитель и для электретных микрофонов, и для динамических.
ПыСы Там в схемке, той которая под NE5532 имеется одна опечаточка. При использовании электретного микрофона электролит на входе должен быть повернут плюсом к капсюлю. А вот для динамических миков, как раз таки минусом.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения