РадиоКот :: Изготавливаем качественный трансформатор
Например TDA7294

РадиоКот >Конкурсы >пкпч2014 >

Теги статьи: Добавить тег

Изготавливаем качественный трансформатор

Автор: Evgenij
Опубликовано 25.08.2014
Создано при помощи КотоРед.
Участник Конкурса "Поздравь Кота по-человечески 2014"

Дорогой Кот! Хочу поздравить тебя с твоим 9 Днем рождения.

Желаю всего-всего самого хорошего, а также много настоящего Вискаса и колбаски высшего сорта.

Несмотря на огромное количество разработок в области радиоэлектроники, остаются темы, которые всегда останутся актуальными для радиолюбителей. Одна из них – питание для своих конструкций. В данной статье пойдет речь об изготовлении качественного трансформатора в домашних условиях из подручных материалов.

В 21 веке происходит интенсивное развитие техники. Разрабатываются новые радиоэлементы, конструируются приборы различного назначения, бытовая и измерительная техника. ЭВМ совершают гигантский рывок в производительности. Но как известно энергия, которой все они питаются, поступает в наши дома в виде высокого переменного напряжения сети 230 В [1], которое в исходном виде непригодно для питания большинства радиоэлектронной аппаратуры. Чтобы бытовую сеть можно было использовать требуется преобразовать данное напряжение, в большинстве случаев, в более низкое. Делать это можно различными способами, но классический способ, который уже известен почти 140 лет, это использование трансформаторов.

Изобретение трансформатора – событие революционного характера. Но ему содействовали ряд других открытий. Поскольку трансформатор работает на основе взаимопревращения электрического тока в магнитное поле и наоборот, то все открытия, произошедшие в этой области, можно характеризовать как шаги к изобретению трансформатора.

Первым свидетельством возникновения магнитного поля (МП) при протекании электрического тока был опыт датского профессора Ганса Христиана Эрстеда. В 1820 году он демонстрировал студентам тепловое действие тока. Однако случайно недалеко стояла магнитная стрелка. При замыкании цепи стрелка становилась перпендикулярно проводнику, по которому течет ток. При изменении направления тока, стрелка разворачивалась на 1800.

Рисунок 1. Опыт Эрстеда, а - разомкнутая цепь, б - замкнутая цепь [2].

Следует отметить, что в то время единственными источниками тока являлись различные химические источники тока (в быту «батарейки»). Поэтому задача получения электричества стояла весьма актуально. Опыт Эрстеда показал, что вокруг проводника возникает МП. Но логично предположить, что возможен и обратный процесс. Именно ему посвятил большую часть жизни английский ученый Майкл Фарадей.

Фарадей искал способ превратить энергию МП в электрический ток. Он помещал постоянный магнит в соленойд (катушку). При этом ток не регистрировался. В 1831 году было обнаружено, что если перемещать постоянный магнит по соленойду (катушке), то возникает ток. Фарадей ввел понятие магнитный поток и пришел к заключению, что именно изменение магнитного потока приводит к возникновению тока в катушке.

Рисунок 2. Опыт Фарадея по взамопревращению МП в электрический ток [3].

Следует отметить, что Фарадей использовал не только постоянные магниты в качестве источника МП, но и катушки с протекающим током. Т.е. Фарадей сделал прообраз трансформатора, однако он не был предназначен для преобразования напряжения.

Первый прообраз трансформатора был изготовлен Генрихом Даниэлем Румкорфом в 1851 году. Это были 2 обмотки – низковольтная и высоковольтная, намотанные на железном стержне. Принцип действия прост: с помощью размыкателя включается и выключается ток через первичную обмотку. За счет изменения магнитного потока происходит наведение ЭДС в высоковольтной обмотке.

Рисунок 3. Катушка Румкорфа [4].

Официальной датой рождения трансформатора является 30 ноября 1876 года. Именно в этот день был получен первый патент на изобретение трансформатора Павлом Николаевичем Яблочковым. Через 10 лет появились первые промышленные образцы в Англии, и, в связи с мировой электрификацией, трансформаторы подвергались модернизации и начали массово производиться.

Сегодня трансформаторы применяются почти во всей РЭА со стационарным питанием. Существует много классификаций, но главный критерий, в нашем случае, – это классификация по частоте работы. Дело в том, что, как было уже сказано выше, трансформатор может работать только при изменении магнитного потока. Это достигается использованием переменного тока. Однако скорость изменения направления тока может быть весьма различной. Следует выделить 2 основных типа трансформаторов:

1)Низкочастотные (частота работы обычно 50, 60 и 400 Гц)

2)Высокочастотные (частота работы обычно от 10000 до 100000 Гц)

Их отличие в материале используемого сердечника. В высокочастотных используется различные виды ферритов или пермаллой, в низкочастотых – железо или трансформаторная сталь.

В современном мире идет тендеция на замену низкочастотных трансформаторов на высокочастотные. Однако все же доля первых остается достаточно велика. Основные преимущества НЧ трансформаторов – надежность и простота изготовления. В них не используются радиодетали, не нужно изготавливать печатную плату и настраивать. Тут, если хорошо изолировать обмотки, то все заработает сразу, а надежность позволить работать изделию сутками. Данная статья будет ориентирована на изготовление НЧ трансформатора питания и целью ее будет показать, что в домашних условия можно изготовить маломощный трансформатор заводского качества и даже лучше.

Вся история началась с того, что, будучи админом локальной компьютерной сети и постоянно сражаясь с зависаниями коммутаторов, я обнаружил, что их внешние блоки питания иногда достаточно сильно нагреваются. Один раз даже попался блок со «сгоревшей первичной обмоткой транса». В кавычках потому, что оказалось, что виноват термопредохранитель, установленный по первичной обмотке трансформатора.

Рисунок 4. Разобранный отремонтированный блок питания.

Вместо него была установлена перемычка. После этого он пролежал у меня без дела года полтора. Вспомнив про этот блок и прочитав достаточно много информации, я пришел к выводу, что причина повышенного нагрева и выхода транса из строя стало заниженное число витков в первичной обмотке. Собственно, с тех пор стало любопытно, насколько сильно будет нагреваться трансформатор, и каков будет его КПД, если его изготовить самостоятельно, с использованием рекомендуемых параметров.

Для того, чтобы не перегружать статью расчетами и формулами, мною был создан файл, в котором имеется методичка, взятая с [5]. Сделано это для того, чтобы в случае недоступности сайта методичка всегда была под рукой. Кроме того, в файле приведены расчеты моего будущего трансформатора.

Поскольку трансформатор изготавливался на имеющемся сердечнике, то следует измерять его габаритные параметры и определить максимальную мощность, которую можно с него снять. Для этого следует извлечь трансформатор из блока, измерять толщину пакета и выбить одну пластину. Следует отметить, что трансформаторная сталь чувствительна к ударам, поэтому не рекомендуется использовать для выбивания металлические предметы типа отвертки. Я для этих целей использовал вырезанный по размерам кусочек стеклотекстолита.

Рисунок 5. Общий вид трансформатора (А) и его разборка (Б).

 После того, как пластина извлечена, приступают к измерению остальных параметров.

Таблица 1. Габаритные параметры сердечника.

Параметр

Значение

Чертеж

Ширина керна(a)

1,3 см

 

Ширина окна(b)

0,8 см

Толщина пакета(c)

2,8 см

Высота окна(h)

2,1 см

Когда параметры известны, можно определить произведение сечений центрального керна и окна сердечника:

Теперь смотрим пример расчета нового трансформатора в файле. Сначала следует определить, подойдет ли данный сердечник по габаритам. Для этого  вычисляем габаритную мощность, которую хотим получить в пунктах 1-3, в пункте 4 находим требуемую габаритную мощность сердечника, используя в качестве неизвестных рекомендуемые величины из таблицы 2. Чуть выше примера приведена сама формула с пояснением всех величин. Теперь, если габаритная мощность нашего сердечника больше необходимой, то он подойдет.

Затем выполняем расчет числа витков, диаметры проводов и коэффициента заполнения окна. Если он меньше 0,3, то все обмотки должны поместиться. Если расчетного диаметра провода нет в наличии, то можно взять более толстый или взять более тонкий, но несколько штук. Полученные расчетные данные:

Таблица 2. Намоточные данные

Параметр

Значение

Входное напряжение

230 Вольт

Выходное напряжение

5,7 Вольт

Выходной ток

1 Ампер

Число витков первичной обмотки

2732 витка

Число витков вторичной обмотки

75 витков

Диаметр первичной обмотки по меди

0,12 мм

Диаметр вторичной обмотки по меди

0,56 мм

Теперь приступим к собственно изготовлению трансформатора. Прежде всего, следует изготовить каркас. В качестве материалов используют разные материалы, но лучше всего использовать стеклотекстолит. В этом случае получается сборный каркас, который, если рассчитан и изготовлен точно, не нужно клеить. Для расчета параметров каркаса воспользуемся программой Power Trans. Программа позволяет рассчитать трансформатор и также каркас для заданного сердечника. Расчетом витков самой программы лучше не пользоваться, т.к. она дает завышенное число витков. Не забываем также, что размеры сердечника в миллиметрах, а обозначения не совпадают.

Рисунок 6. Скриншот программы PowerTrans.

 Нажимаем на «Каркас катушки» и получаем разметку каркаса.

Рисунок 7. Разметка катушки.

Тут следует сделать следующие замечания:

1)При печати формат 1 к 1 не получиться, т.е. разметку на материале продеться делать вручную.

2)Особое внимание к деталям замка, в частности, на третью часть каркаса нижнего ряда. Там есть горизонтальные выступы по центру и сверху, которые программа выдала одинаковые. Это ошибка! Верхние выступы должны быть на 1 - 2 мм больше по краям, иначе каркас придется клеить, что я и делал… Тоже самое и для первой части нижнего ряда.

3)Перед тем как детали изготавливать, полезно их начертить на бумаге и сделать бумажный макет каркаса.

Убедившись в правильности разметки, ее переносят на стеклотекстолит и вырезают. Поскольку у меня нет инструментов наподобие бормашины, то я поступал следующим образом. Я брал кусок размеченного текстолита и просто процарапывал много раз канцелярским ножом с двух сторон, а потом обламывал по линии царапины. Затем полученные куски дорабатываются. В случае щечек в центре по периметру прямоугольника высверливаются много отверстий мелким сверлом, и центр выкусывается кусачиками. При этом следует ставить сверло таким образом, чтобы на линии разметки был его край, а не центр, в противном случае размеры будут уже другими. Оставшиеся неровности стачиваются напильником. Детали керна изготавливаются путем стачивания прямоугольных заготовок до совпадения с чертежом.

После изготовления всех деталей они собираются в каркас.

Рисунок 8. Схема сборки деталей в каркас [6].

Если при изготовлении деталей забыли оставить выступы замка более длинными, то ничего страшного. В этом случае можно каркас собрать, оцентрировать, выровнять и склеить, например, суперклеем. Тут следует проклеивать каркас с внешней стороны, иначе избыток клея будет выступать снизу и мешать намотке.

Отдельно следует сказать о выводах для обмоток. Для этого на концах щечек следует сделать отверстия и приклеить туда кусочки проволоки, например, клеем ЭДП (изначально я хотел просто запрессовать проволоку в отверстия, но идея оказалась не очень хорошей – при испытаниях трансформатора вывод вырвался, едва не порвав обмотку у основания). В этом случае выводы держаться очень прочно. Под выводами следует проложить полоску бумажного скотча для изоляции. Помимо этого нужно сделать ряд отверстий для вывода обмоток наружу таким образом, как приведено на рисунке 8. После сборки каркаса, нужно проверить, подходит ли он. Для этого берут вибитую пластинку и вставляют в каркас. Если пластинка свободно по нему перемещается, то все нормально, однако больших щелей быть недолжно.

Следующей операцией является заготовка изолирующих прокладок. Они необходимы для изоляции слоев друг от друга, а также для изоляции обмоток друг от друга. Дело в том, что эмальпровод, имеет относительно невысокое напряжение пробоя, поэтому из-за отсутствия изоляции трансформатор может прийти в негодность.

В качестве материала можно использовать лакоткань, различную бумагу, фторопласт, майлар. В нашем случае будем использовать бумагу, как отличный изоляционный и доступный материал. Но видов бумаги тоже много, остановим выбор на бумаге для выпечки.

Рисунок 9. Бумага для выпечки.

Ее достоинства – дешевизна и малая толщина. Продается она в виде рулонов. Для изготовления изолирующих прокладок следует нарезать бумагу полосками, ширина их определяется шириной каркаса + небольшой запас по краям. Он необходим для того, чтобы крайние витки не проваливались в предыдущие слои. В моем случае ширина каркаса составила 18 мм, а полоски я нарезал шириной 19 мм, т.е. по 0,5 мм запаса с каждой стороны. Для отрезки я пользовался линейкой и канцелярским ножом. В этом случае они получаются ровными. Следует отметить, что недопустимо размечать полоски карандашом, так как графит, содержащийся в нем, проводит ток. Длина полосок не имеет значение, главное, чтобы ее хватало на один виток при изоляции. При этом следует не забывать, что с ростом толщины намотки длина изолирующих прокладок увеличивается, то есть изначально ее нужно брать с большим запасом.

Рисунок 10. Изготовление полосок из бумаги.

После того, как каркас готов, подогнан и проверен, заготовлена бумага можно приступать к намотке. Мотать можно можно вручную и на станке. В данном случае мотать вручную 2732 витка тонкой проволокой неудобно, поэтому был собран несложный станок со счетчиком витков.

Конструктивно станок состоит из трех стоек и основания, шагового двигателя, блока питания и управления для шагового двигателя, магнитного датчика и счетчика витков, ось для крепления каркаса и зажимов.

Рисунок 11. Станок для намотки катушек. Вид сверху.

Для изготовления основания, сначала вырезаются 4 доски и скручиваются саморезами. Затем высверливаются отверстия для двигателя и оси.

Рисунок 12. Детали каркаса станка.

В качестве магнитного датчика используется геркон в паре с постоянным магнитом, который приклеен к деревянному кругу и насажен на ось двигателя. Сам геркон запаян на печатной плате, которая с помощью алюминиевого уголка крепится к одной из стоек.

Рисунок 13. Конструкция магнитного датчика.

В качестве счетчика используется дешевый калькулятор, его вскрывают и припаивают к кнопке «=» контакты геркона. Также в этом станке калькулятор вместо батареек питается через делитель напряжения от блока питания.

Рисунок 14. Счетчик витков.

Блок питания и управления шаговым двигателем выполнен по следующей схеме [7].

Рисунок 15. Схема принципиальная электрическая блока питания и драйвера для шагового двигателя.

Конструктивно он помещен в деревянную коробочку. Наружу выведены тумблеры реверса, регулятора скорости и тумблера отключения шагового двигателя.

Рисунок 16. Плата драйвера и готовый блок в сборе.

Ось представляет собой обычную железную шпильку диаметром 5 мм. Для сочленения ее с осью двигателя используется кусок резинового шланга, который плотно держит ось двигателя и ось с резьбой.

Зажимы представляют собой квадраты из фанеры, размеры которых подобраны таким образом, чтобы каркас был центрирован на оси. Зажимаются квадраты гайками.

Рисунок 17. Зажимы для каркаса.

Следует отметить, что в данном эксперименте шаговый двигатель был отключен, так как намотка получалось некачественной. Каркас приводился в движение с помощью рук.

Теперь можно приступить к намотке. Для этого каркас зажимают на оси и центрируют. Напротив него ставят катушку с проводом на какой-либо оси. В моем случае – это лабораторный штатив, поставленный горизонтально. Затем кладется первый слой бумаги, причем желательно более толстой. Делается это для того, чтобы сгладить неровности каркаса и не допустить переламывания эмали провода под прямым углом. После того как она уложена, эмальпровод выводиться через отверстие, на него одевается трубочка, например, оболочка МГТФ, по длине от вывода до нижнего края щечки. С другой стороны щечки провод заклеивается полоской бумажного скотча, чтобы не произошло межвиткового замыкания.

Рисунок 18. Начало намотки.

Затем начинают вращать каркас, следя, чтобы намотка проходила виток к витку. В данном случае  бумажная изоляция клалась через 2 слоя. Это оптимальный вариант, так как при при большем числе слоем было очень сложно наматывать виток к витку. При 2-х слоях намотка проходила достаточно легко. Мотаем 2732 витка виток к витку (24 слоя), не допуская провалов намотки на предыдущие слои…

Рисунок 19. Процесс намотки

Через 17 часов первичная обмотка готова, выводим к выводу, одеваем трубочку, припаиваем и прозваниваем ее мультиметром. Если нет обрыва и есть некоторое сопротивление, то продолжаем. Теперь кладем 2-3 слоя бумаги для межслойной изоляции и наматываем вторичнyю обмотку. На вторичке можно межслойную изоляции не класть, так как получается всего 2,5 слоя и провод достаточно толстый.

Рисунок 20. Намотка вторичной обмотки.

Намотав 75 витков, паяем к выводам, проверяем тестером, докладываем пустоту бумагой до выравнивания с проводом и кладем 2-3 слоя бумаги для изоляции провода от сердечника, причем конец полоски желательно оставить со стороны сердечника. Так конец будет закрыт. Получиться красиво и не оторвется. Все, теперь катушка готова.

Рисунок 21. Готовая катушка.

Следует сделать некоторые замечания при намотке:

1)Если провод оборвался, не страшно. В этом случае его зачищают с обоих концов, скручивают и спаивают. Спайку заворачивают в бумагу и продолжают намотку. В случае толстого провода не скручивают, а просто спаивают.

2)Пропитка. В моем случае я пропитывал каждый слой при намотке, а также изоляцию.  Это делается для того, чтобы увеличить электрическую прочность обмотки, а также для фиксации витков, поскольку при протекании тока витки могут вибрировать, что приводит к истиранию эмали и понижению срока службы трансформатора. В целом, если вести намотку виток к витку как я, то это делать вовсе необязательно, поскольку намотка получается плотной и витки не вибрируют. В случае намотке внавал, а она занимает много места и понижает качество намотки за счет перегибов эмальпровода, то пропитка обязательна. В мощных трансформаторах данная процедура обязательна, поскольку силы, действующие при протекании ток по обмотке достаточно велики.

Следует отметить также недостаток, связанный с увеличением паразитных емкостей, связанный с большим значением диэлектрической постоянной у лака по сравнению с воздухом. Поэтому в случае трансформаторов, чувствительных к данным емкостям, пропитка нежелательна (звуковые и им подобные).

Также нужно обратить внимание на то, что пропитка после намотки не имеет смысла – лак внутрь обмоток не попадет. При пропитке лаком после изготовления катушки следует подождать, пока лак высохнет или заполимеризуется. Теперь несколько слов относительно самого лака. Лучше всего использовать электроизоляционный лак, например, МЛ-92. Нитролак, суперклей  и им подобные лучше не использовать, поскольку они могу испортить целостность изоляции. Эпоксидный клеи тоже лучше не применять, поскольку при нагреве медь и эпоксидка расширяются по-разному. Следствием может стать нарушение изоляции. В моем случае я нашел специальный пропиточный акриловый лак. Он продается в радиомагазинах в небольших пластиковых бутылочках.

Рисунок 22. Пропитка обмоток.

Итак, ура! Самое трудное сделано! На столе мы имеем готовую катушку довольно красиво выглядящую и очень крепкую. Теперь следует до конца разобрать сердечник трансформатора – донора, поскольку была вибита лишь одна пластина. Для разборки аккуратно проходимся вдоль пластин канцелярским ножом и аккуратно вынимаем по одной пластине. Уходит на разбор обычно минут 30. Сердечник в таком же порядке складываем на столе, чтобы при сборке нового трансформатора собрать его также. Цель этого – собрать сердечник наиболее плотно.

Рисунок 23. Разборка трансформатора.

После разборки собираем новый трансформатор в той же последовательности. Последние пластинки входят очень туго, поэтому следует аккуратно постукивать маленьким молотком, желательно деревянным, чтобы не нарушить структуру трансформаторной стали.

Рисунок 24. Сборка сердечника.

И вот, после недели стараний получаем крепкое, тяжелое и красивое изделие, которое не боится ничего и, при отсутствии явных ошибок, способное проработать весьма длительный срок.

Рисунок 25. Внешний вид готового трансформатора.

Далее его следует испытать. Для этого трансформатор включают в сеть через последовательно включенную лампочку накаливания от холодильника. При этом она должна вспыхнуть и погаснуть. Если замкнуть вторичную обмотку, то лампочка загорится почти полным накалом. Если так и есть, то исключаем лампочку и выжидаем примерно 30 минут. При этом температура изделия должна быть комнатной или немного выше. Далее следуют испытания под номинальной нагрузкой в течение нескольких часов. Если трансформатор нагревается до 50-60 0С, то можно считать его полностью рабочим и использовать по назначению. Вероятность, что он подведет, будет весьма низка.

Рисунок 26. Испытание трансформатора.

В завершение статьи мной были сняты данные донорного и  изготовленного с учетом рекомендуемых параметров трансформаторов, чтобы можно было сравнить, какой из них лучше. Полное сравнение не получится, поскольку товарищи из Китая смогли уместить мощность в донорном трансформаторе в 1,5 раза большую, чем в изготовленном. Но, тем не менее, для общего развития это будет полезно.

Рисунок 27. Испытания трансформаторов.

Данные получены после 1,5 часов работы в номинальных режимах и сведены в таблицу.

Таблица 2. Параметры трансформаторов.

Параметр

Донорный трансформатор

Изготовленный трансформатор

Номинальное входное напряжение, В

220-240

230

Номинальное выходное напряжение, В

7,5

5,7

Номинальный выходной ток, А

1

1

Входное напряжение при испытании, В

221

219

Ток холостого хода, А

0,0200

0,0115

Выходное напряжение без нагрузки, В

9,24

6,33

Выходной ток при испытании, А

1,028

1,009

Выходное напряжение под нагрузкой, В

7,77

5,13

Ток, потребляемый от сети при нагрузке, А

0,0503

0,0337

Температура при работе под нагрузкой, 0С

60

40

Диаметр первичной обмотки с изоляцией, мм

0,1

0,15

Диаметр вторичной обмотки с изоляцией, мм

0,6

0,6

Сопротивление первичной обмотки, Ом

343,7(220С)

382,8(220С)

Сопротивление вторичной обмотки, Ом

0,6(220С)

0,8(220С)

КПД, %

72

70

Из таблицы можно сделать следующие выводы:

1)КПД изготовленного трансформатора немного меньше заводского. Довольно неприятная новость, но это легко объяснить. Дело в том, что мощность потерь в трансформаторе растет нелинейно при увеличении его габаритной мощности. В мощных трансформаторах ей можно пренебречь, поэтому их КПД > 90%. В случае маломощных получается, что потери соизмеримы с мощностью самого трансформатора, поэтому КПД их ниже, причем, чем меньше мощность, тем ниже КПД. В нашем случае донорный трансформатор был в 1,5 раза более мощный в том же сердечнике. Это означает, что его КПД должен быть изначально выше. Тот факт, что они примерно равны, говорит о том, что изготовленный трансформатор действительно качественный. Тут следует также отметить, что данный КПД носит ориентировочный характер, поскольку коэффициент мощности (cos φ) трансформатора не равен 1.

2)Сопротивление обмоток. Интересно, что применяя более толстый провод в случае изготовленного трансформатора, сопротивление обмоток оказались больше, чем в донорном. С первого взгляда так и должно быть, поскольку донорный трансформатор был мощнее, у него индукция больше и витков должно быть меньше. Но ведь сечение проводов первичной обмотки отличается примерно в 2 раза. Это означает, что в заводском изделии число витков обмотки занижено, даже, несмотря на более высокую мощность.

3)Температура при работе. Тут тоже все просто. Донорный транс в том же сердечнике при почти одинаковом КПД потребляет и рассеивает в виде тепла больше энергии.

4)Проседание напряжения при нагрузке. Тут уже интереснее, поскольку расчетное значение было 5,7 В. В заводском трансформаторе индукция была больше, то есть число магнитных линий, пронизывающих витки больше, следовательно, просадка должна быть меньше. В процентном отношении к напряжению без нагрузки просадка в изготовленном была выше на несколько процентов по отношению к заводскому.

Теперь подведем итоги эксперимента. Во-первых, было показано, что трансформаторы сегодня используются во всей РЭА, а по качеству они весьма сильно отличаются. Во-вторых, был теоретически рассчитан трансформатор на основе сердечника от китайского блока питания, а затем изготовлен. Были рассмотрены способы изготовления каркасов и приспособлений для намотки, а также сделаны некоторые замечания по поводу изготовления. И, в-третьх, исходный и изготовленный трансформаторы были испытаны под номинальной нагрузкой, зафиксированы результаты измерений, а после сделаны важные выводы.

Надеюсь, моя статья поможет радиолюбителям в разработке и изготовлении трансформаторов.

Спасибо за внимание!

Использованные источники:

1)ГОСТ 29322-92. Стандартные напряжения. Межгосударственный стандарт. М., 1993 – 7 с.

2)Картинка // Physicinnet.ru [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.physic-in-web.ru/images/books/1/image404.gif. – Дата доступа: 15.07.2014

3)Картинка // Interneturok.ru [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/11627/e234fdfb3e189130edababd95c69d39a.jpg. – Дата доступа: 15.07.2014

4)Картинка // Химия и химики №5, 2011 [электронный ресурс]. – Режим доступа:https://encryptedtbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR0mx3T-WYVBfC3WD7GtLzuw3ypTdG7P3Xo4yezPOdQzUUFbtyW0Q. – Дата доступа: 15.07.2014

5)Расчет трансформаторов // ssline.ru [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ssline.ru/category/raschet-transformatorov. – Дата доступа: 15.07.2014

6)Картинка // Интерлавка [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.interlavka.narod.ru/novenkim/trans/Pic09.jpg. – Дата доступа: 15.07.2014

7)Драйвер униполярного шагового двигателя // muralev.narod.ru [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://muralev.narod.ru/archiv/r7/unipolar.htm. – Дата доступа: 15.07.2014


Файлы:
Рисунок платы драйвера шагового двигателя

Методика расчета трансформатора


Все вопросы в Форум.




Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

85 10 3
3 0 0