Первым делом хотелось бы поприветствовать всех участников этого замечательного ресурса! Это первое мое сообщение и я искренне надеюсь, что оно будет не слишком глупым.
Так же извиняюсь, если тема является повтором. Дело в том, что приемник разрабатывается для автомобильного исполнения, а не стационарный вариант.
Сразу оговорюсь, перед Вами человек, ни разу не собиравший какое-либо устройство, связанное с радиопередачей/приемом. К сожалению, я имел счастье собирать только УНЧ и сопутствующие схемы (например, защита АС).
Итак, немного об устройстве, помощь в разработке которого я хочу у Вас попросить.
Однажды, я неосторожно обмолвился, что мог бы попытаться собрать FM приемник и впихнуть его в корпус штатного приемника от автомобиля ГАЗ-21, после чего сразу же посыпались просьбы воплотить это в жизнь (Могу заверить Вас, что выполнив эти просьбы я не получу практически никакой материальной выгоды. Все для участников клуба). Тогда я имел в виду простой приемник на какой-то ИМС (TEA5711 либо CXA1538). Думаю, подобный приемник собрать не составит большого труда даже с учетом наличия некоторых намоточных узлов, ведь есть куча руководств как это сделать, включая тот же даташит.
Но... Лежит у меня дома платка, собранная (не мной) на TEA5711. Как-то работает. Но меня не сильно устраивает качество приема, а еще больше не устраивает большое желание приемника перепрыгнуть на соседнюю станцию при моем перемещении по квартире. Если с приемником такое творится в более-менее неплохих условиях квартиры, то что же с ним будет в автомобиле, с учетом дичавших помех от системы зажигания и просто помех, связанных с перемещением автомобиля? Все-таки хочется собрать качественный приемник, подобный тем, что применяются в авто магнитолах хотя бы из спортивного интереса. Конечно, можно попытаться вырвать готовый приемник из дешевой магнитолы, но это как-то не интересно. Ведь намного интереснее сделать что-то свое, уникальное и неповторимое. Кроме того, я сомневаюсь, что дешевый китай будет собран не на тех же ИМС достаточно низкого уровня.
Поиск в интернете приводит либо к тем же простым ИМС, либо к монстрам в 64+ ножки с цифровым управлением. Я не имею ничего против 64-ножечного монстра, но в их даташитах крайне мало написано про типовые схемы применения, да и цифровое управление мне подходит не сильно, потому что надо использовать штатные ручки приемника от ГАЗ-21. Но упорный поиск все-таки дал результат.
Остановился я на производителе ИМС SANYO. Микросхемы выбраны исходя из их наличия в магазине, а так же исходя из их "автомобильности".
Итак, остановился я на цепочке LA1175 -> LA1140 -> LA2110 -> LA3430. Все эти микросхемы есть у нас в продаже, стОят относительно не дорого, а самое главное, в даташите на LA1140 приведена схема как все это можно увязать.
Приведена-то она приведена... Но... В виду полного отсутствия знаний на эту тему, у меня возник ряд трудностей. В основном, они связаны с намоточными узлами. В даташитах приведены конкретные катушки и трансформаторы, с индексами и производителями. Естественно, на радиорынке я их вряд ли найду. И тут возникает первая просьба к Вам, уважаемы читатели:
Помогите, пожалуйста, определить параметры намоточных узлов, а также объясните как их изготовить вручную.
Ну, это пока только то, что я успел заметить... Скорей всего, в процессе работы будет еще куча вопросов. Например, точно будут вопросы по печатной плате для всего этого дела.
Из измерительного оборудования в наличии имеется осциллограф С1-49, мультиметр с возможностью измерения емкости и генератор Л30. Чем измерять индуктивность я не представляю... Разве что косвенно, через какие-либо резонансы, либо силу тока на определенной частоте.
Вот тут уже можно сформулировать пока что основной вопрос в этой теме - имеет ли эта затея смысл, и смогу ли я ее реализовать с учетом доступных мне измерительных приборов?
Очень надеюсь на Вашу помощь. Спасибо за внимание.
Хотелось бы знать, какие пользовательские удобства должны быть в этом приемнике? И уровень технических характеристик.
Желания "Чтоб принимал хорошо" мало.
_________________ Нет недающих-есть плохо просящие.
Все удобства на улице Все это должно быть вмонтировано в шататный приемник ГАЗ-21 без изменения внешнего вида, а там из удобств только регулировка громкости и тембра. Правда, там еще есть запоминание пяти станций, но оно чисто механическое, так что механика целиком и полностью переедет на FM. К механической части прикрепится ползунковый продольный потенциометр (не знаю как его еще назвать... как на многополосных эквалайзерах), который и будет отвечать за настройку на частоту. Ну, а громкость и тембр, это уже отдельная история. Думаю, после приемника прилепить к нему операционник с несложной обвеской, вот и тембр уже...
Уровень технических характеристик мне озвучить достаточно сложно, но, допустим так:
- Стерео
- Высокая чувствительность. Порядка 2-3 мкВ (надеюсь, я написал реальные цифры)
- Большая избирательность и стабильность настройки (удержание станции)
- Малые искажения во всем тракте.
- И это все еще и помехозащищенное (от системы зажигания)
Знаю, что требования высокие, но что ж делать... Вроде бы, этот набор микросхем может обеспечить такие параметры. Сейчас, кстати, начал задумываться о применении LA1177 вместо LA1175 (спасибо Gigavolt-у за ссылки).
А вообще, "чтоб принимал хорошо" это где-то на уровне автомагнитол средней стоимости. Переслушанные мной звучат где-то одинаково.
Последний раз редактировалось _ShvartZ_ Вт июн 30, 2009 09:54:24, всего редактировалось 1 раз.
Компания MEAN WELL пополнила ассортимент своей широкой линейки светодиодных драйверов новым семейством XLC для внутреннего освещения. Главное отличие – поддержка широкого спектра проводных и беспроводных технологий диммирования. Новинки представлены в MEANWELL.market моделями с мощностями 25 Вт, 40 Вт и 60 Вт. В линейке есть модели, работающие как в режиме стабилизации тока (СС), так и в режиме стабилизации напряжения (CV) значением 12, 24 и 48 В.
Пока только один. Я так понимаю, что для второго диапазона нужны свои входные контура и своя настройка, к чему я еще морально не готов. Пока ограничимся FM-ом. Да, на 65,9-74 МГц у нас и ловить-то особо не чего. Так, пару станций, и то, в основном, параллельно транслирующие и на 87,5-108.
Насколько я помню, в ГАЗ-21 устанавливался АТ-66. Места внутри много. Можно использовать модульный принцип.
Например начальный вариант: блок УКВ-1-05С(конструктивно рассчитан на перестройку в диапазон 88-108МГЦ) + УПЧ отсюда http://radiokot.ru/circuit/analog/amplifier/02/ + преобразователь напряжения для варикапов + УНЧ. На материнской плате предусмотреть место для установки дополнительных модулей. Т.е. создаём базу для дальнейшей модернизации.
Испытав начальный вариант, определяемся, "чего в супе не хватает"- чувствительности, избирательности, помехоустойчивости или прибамбасов. Соответственно начинаем совершенствовать или добавлять требуемый модуль.
К примеру, вместо стрелочной шкалы установить цифровую от китайской магнитолы(LB3500+LC7265), по сути-готовый частотомер, который пригодится при настройке радиотракта.
Или сравнить разные варианты стереодекодеров.
Короче-совершенству нет предела.
_________________ Нет недающих-есть плохо просящие.
Ну, почти АТ-66... Устанавливались A-9, A-12 и A-18 в зависимости от года выпуска. Все ламповые и, соответсвено, немаленькие. Места, думаю, еще и на УНЧ хватит.
А что есть "блок УКВ-1-05С"? Где он обитает и как его выловить? Микросхема понятно - я и выбрал эту цепочку потому, что все компоненты есть у моего любимого поставщика компонентов
По поводу всяких цифровых шкал - категорически нет. Дело в том, что люди, обладающие ГАЗ-21 не на мешочно-дачном уровне, обычно, не совсем обычные люди, и, например, ищут оригинальные (родные) саморезы, и о каких-либо модернизациях лицевой части приемника не может быть и речи Ну, а те, которые не заморачиваются на эту тему, банально привешивают обычную новую магнитолу снизу от штатного приемника
Я извиняюсь за очень глупый вопрос, но зачем преобразователь напряжения для варикапов? На них разве не в пределах 0-Uпит (8 Вольт) подается? Я просто с этим всем делом еще только пытаюсь разобраться, так что не удивляйтесь глупым вопросам.
Этот набор ИМС довольно стандартный и использовался во многих автомагнитолах в 80-е годы. Как правило, канал УКВ выполнялся в виде отдельного модуля и представлял собой законченный УКВ стереотюнер. Имеющиеся у меня платы маркированы PC2000F, PC2001 и т.д. (см. фото). На основе одного из них когда-то собрал тюнер с микроконтроллером (фото)
Сам блок УКВ (Front End) представляет собой жестяную коробочку с 6-ю выводами. Есть и схема на него, но проще все же найти такой готовый, т.к. настроить самодельный без приборов малореально.
Есть много разновидностей этих модулей, ктр отличаются типом применяемых ИМС, хотя принцип построения один и тот же. В качестве УПЧ чаще всего использовалась LA1140 или TA8129 (KIA8129). Шумоподавитель встречается очень и очень редко, обычно на его месте на плате пусто, только отверстия. Из всех, что я видел, он был только в одном, да и то это какая-то гибридная сборка YY86-C. Далее - стереодекодер. Тут вариантов еще больше - у Sanyo ИМС стереодекодеров просто куча, да плюс их клоны Daewoo и др. Попадались DBL1035, LA3370, LA3430 и т.д.
Блок УКВ на LA1178, конечно, собрать можно, но опять же - см. выше. На всякий случай привожу фото блока УКВ на этой ИМС, ктр есть в моей "коллекции". Его параметры мне замерить нечем, но чисто субъективно работает он хуже "жестянки".
Ну и, наконец, контур для LA1140. Данных на него у меня нет, вот сделал только фотографии. Конструкция его довольно сложная. Наверное, проще поискать готовый на какой-либо старой плате от автомагнитолы. Удачи!
Да, еще вспомнил. Ведь для экспортной 21-й "Волги" выпускался вариант приемника с "ихним" диапазоном - А18-Е. Прада, в те годы FM был чуток поуже: 88-104 МГц. Хотя, наверное, найти такой сегодня - из области фантастики. Зато 100% "аутентичный" приемник.
Ага, было такое... Но, как Вы верно заметили, их еще найти надо. В принципе, от обычного А-18 он отличается только настройкой входных контуров (вроде бы), так что А-18 должен поддаваться перестройке на ФМ.
Но, кроме А-18 есть же еще А-12 и А-9, в которых УКВ и не пахнет. Ну, еще можно пожаловаться, что прослушивание А-18-го на ходу связано его постоянным шипением, переходящим в легкий рык на своего хозяина. Пока стоит, вроде нормально... Ловит все три станции
Теперь о LA1140... В первую очередь - большое спасибо за фотографии. Но, что-то я испугался вот этого: LA1140 Coil.jpg Чего там столько всего много намотано? Если верить даташиту, то у LA1140 всего две катушки и один какой-то трансформатор. Но у трансформатора две обмотки, а не много...
Или там трансформатор совмещен с одной из катушек? (У них как раз одна нога общая)
А18-Е отличается еще и схемой блока УКВ, правда, не сильно, но различия есть. К тому же, учитывая свой опыт работы с вариометрами, могу сказать, что агрегат этот весьма "капризный" и просто так перетянуть его не получится. Да и еще, в "Е" катушки намотаны посеребренным плоским проводом.
Мой фотоаппарат, к сожалению, весьма посредственно снимает в макро. У этого изделия 3 вывода: нижняя (большая катушка) к ней подключено "нечто" (резистор или конденсатор?), расположенное в "подвале" каркаса. К левому (на фото) выводу этой катушки подключен и вывод второй, верхней катушки. А второй вывод верхней катушки выведен на противоположную сторону каркаса. На корпусе я нацарапал цифры (наверное, номера выводов LA1140 - давно это было, уже точно не помню...). Общий для обеих катушек - 11, вторй вывод первички - 13, вывод на противоположной стороне - 9.
Последний раз редактировалось SergVi Ср июл 01, 2009 09:02:17, всего редактировалось 1 раз.
А что есть "блок УКВ-1-05С"? Где он обитает и как его выловить?
Я извиняюсь за очень глупый вопрос, но зачем преобразователь напряжения для варикапов? На них разве не в пределах 0-Uпит (8 Вольт) подается? Я просто с этим всем делом еще только пытаюсь разобраться, так что не удивляйтесь глупым вопросам.
УКВ-1-05С широко применялся в бытовой аппаратуре: Радиотехника-Т101, Кантата-205, Нерль-206...
У варикапов есть параметр-Коэффициент изменения ёмкости, показывающий во сколько раз изменится ёмкость при изменении управляющего напряжения от Umin до Umax. В советских УКВ блоках использовались варикапные матрицы КВС111. При управляющем напряжении 0...8В изменения ёмкости не хватает для полной перестройки по диапазону. Поэтому Umax повышают до 25...30В с помощью преобразователя напряжения. Тем более, что Umin не 0В, а 1...1,5В.
Есть одиночные варикапы с большим коэффициентом перестройки при напряжении 1...10В, но их сначала надо найти, а потом подобрать в согласованные пары с одинаковой ёмкостью.
_________________ Нет недающих-есть плохо просящие.
В более поздних УКВ приемниках использовались варикапы КВ132А, которые работали при низких напряжениях. КВ132АР - были подобраны в пары.
Я меняла в блоке УКВ-1-05С КВС111 на КВ132А, не было преобразователя ПН15, а делать было не охота, получалось нормально.
_________________ Если хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей своё хорошее настроение
На корпусе я нацарапал цифры (наверное, номера выводов LA1140 - давно это было, уже точно не помню...).
Да, в самом деле выводы LA1140 (см. первый вложенный файл)
А вот что в "подвале" сказать трудно Наверное, все таки конденсатор, исходя из соображений о минимальной длине проводов в колебательном.
Спасибо за разъяснения. Позже могу попросить посчитать количество витков
Скажите, а в чем сложность настройки Фронт-энда, если это делать, например, как тут? (надеюсь, Gigavolt не обидится за использовании ссылки, предоставленной в личке)
tro-sha:
C блоком УКВ-1-05С понял, спасибо. Т.е. искать надо где-то на развалах радиорынка... Не сильно привлекательно, но ладно, посмотрим.
С варикапами тоже понял. Вот, нашел справочник по полупроводниковым приборам, в нем нашел характеристики варикапов (второе и третье вложение). Понял, зачем для КВС111 нужно повышенное питание Но, я имею доступ вот к таким варикапам:
http://imrad.kiev.ua/showcat.shtml?cat= ... e=category Ну, вот, берем первый попавшийся BB132. Даташит:
http://www.nxp.com/acrobat_download/dat ... B132_5.pdf Зависимость емкости от напряжения во вложении. На сколько я понимаю, его можно ставить без повышения питания? Если верить даташиту, то разброс параметров 7%, т.е., если повезет, то в пары долго подбирать не придется (кстати, какой разброс является допустимым?)...
Света:
Т.е. можно попытаться найти более поздний блок для УКВ с КВ132А и тогда не надо будет паять преобразователи?
Вложения:
Комментарий к файлу: Зависимость емкости от напряжения для BB132 BB132.PNG [21.76 KiB]
Скачиваний: 1644
Комментарий к файлу: Зависимость емкости от напряжения для КВ132 KV132.PNG [24.56 KiB]
Скачиваний: 1393
Комментарий к файлу: Зависимость емкости от напряжения для КВС111 KVS111.PNG [24.45 KiB]
Скачиваний: 982
Комментарий к файлу: Кусок типового применения LA1140 с катушками LA1140.PNG [26.78 KiB]
Скачиваний: 1769
Не поверите... Я понятия не мю где можно найти отечественные микросхемы Да и вообще все отечественные радиокомпоненты.
Из продукции Орбиты только:
К174УК1 К174УН20 К174УН7 К174УР2Б К174УР8 К174ХА16 К174ХА33 К174ХА48
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения