Появилась необходимость использовать широко доступные литиевые батареи электроинструмента не по назначению. Однако, поверхностное исследование стандартной схемотехники их BMS показывает, что как правило, банки напрямую (без ключей) подключаются к выходным контактам батареи, и появляется риск переразряда батареи. Однако, опыт использования таких батарей в электроинструменте говорит о том, что батареи не мрут, а электроинструмент резко отключается. Вопросы: 1.Участвует ли в этом третий контакт батареи, или в инструменте встроена своя защита по напряжению? Или же третий контакт нужен только для заряда зарядками? Опять же: для слаботочных зарядок со штеккером от не используется. По дорожкам видно, что контакт явно подключен к какой-то цепи, а термодатчика при этом может и не быть совсем. 2.Как безопасно разряжать аккумулятор для альтернативных потребностей вместо электроинструмента? Менять BMS?
Последний раз редактировалось Alexepus Вт май 13, 2025 20:54:45, всего редактировалось 1 раз.
Заголовок сообщения: Re: Третий контакт на аккумуляторе - нужен ли при разряде?
Добавлено: Вт май 13, 2025 20:53:24
Опытный кот
Зарегистрирован: Вс мар 23, 2025 14:56:55 Сообщений: 700
Рейтинг сообщения:0
Не имеет смысла говорить обобщённо обо всех электроинструментах, так как каждый производитель может выдумать своё. Общее лишь методика работы с литий-ионными аккумуляторами. Её и придерживайтесь.
Если говорить необобщенно, то смотрю BMS батареи 18-21В, совместимой с Makita/Bosch/Dewalt/Deko и пр. Де-факто, это стандарт совместимых батарей для инструмента средней и высокой мощности. Также смотрю на другую батарею - 12В Deko (штатную и совместимую). И вот везде есть третий контакт, который куда-то идет (хотя, тут видно, что на шуруповерте нет ответного третьего контакта) , и прямое подключение клемм к батарее.
Последний раз редактировалось Alexepus Вт май 13, 2025 21:10:06, всего редактировалось 1 раз.
Заголовок сообщения: Re: Третий контакт на аккумуляторе - нужен ли при разряде?
Добавлено: Вт май 13, 2025 21:11:41
Опытный кот
Зарегистрирован: Вс мар 23, 2025 14:56:55 Сообщений: 700
Рейтинг сообщения:0
Совместимость тоже так себе может оказаться. Один использует третий контакт для передачи кучи данных в цифре, а другой посмотрел - "о, данных, нет. ну, ладно, буду работать без них", или наоборот "о, какая-то хрень цифровая вместо термистора, ну ладно, буду работать так" - вот Вам и совместимость. Возьмите определенную плату аккумуляторного блока и зарядного и посмотрите, куда идёт. Но это будет информация частного случая.
Добавлено after 2 minutes 52 seconds: Я вот на своём посмотрел - Бош 5 контактов, лень разбирать, Хичтар какой-то (уже разобран) - 4 контакта: два + - питания, один + зарядки, и один термистор NTC
Последний раз редактировалось Уош Вт май 13, 2025 21:12:25, всего редактировалось 1 раз.
Видимо, только так. Но это ненадежная защита, т.к. ячейки могут разряжаться неравномерно, а о напряжении на отдельных ячейках инструмент ничего не знает.
Заголовок сообщения: Re: Третий контакт на аккумуляторе - нужен ли при разряде?
Добавлено: Вт май 13, 2025 22:31:19
Друг Кота
Карма: 103
Рейтинг сообщений: 3728
Зарегистрирован: Пн фев 09, 2009 22:19:49 Сообщений: 22921 Откуда: Когда-то был прекрасный город для людей
Рейтинг сообщения:0
Общие требования к эксплуатации ни один производитель нарушать не будет. Ибо это грозит огромными штрафными санкциями в случае чего. Но реализовывать их они могут и делают это - разными способами.
А третий контакт - это как правило, контроль температуры аккумуляторов при зарядке. Ограничивает максимальный ток заряда до безопасного уровня.
Заголовок сообщения: Re: Третий контакт на аккумуляторе - нужен ли при разряде?
Добавлено: Ср май 14, 2025 11:50:05
Друг Кота
Карма: 103
Рейтинг сообщений: 3728
Зарегистрирован: Пн фев 09, 2009 22:19:49 Сообщений: 22921 Откуда: Когда-то был прекрасный город для людей
Рейтинг сообщения:0
Разве что в северном исполнении инструмента при температуре ниже пороговой отрицательной в сколько там градусов, то блокируется аккумулятор от нагружения и включается подогрев его.
Научен горьким опытом. Макита акб 18 вольт 5 а\ч. Третий контакт через схему управления выдает туда + питание (логическая 1). Когда батарея садится до 3.2 на ячейку появляется логический ноль на этом контакте. Инструмент в этот момент отключается. Так же присутсвует вторая защита в виде 2 полевиков. Которые при достижении 3 вольт на ячейку отключает минус силового питания от акб. И всё... После этого события акккум считается трупом и дальнейшее использование заканчивается на мусорке. Но так распоряжается плата контроллера которая стоит в акб.
Заголовок сообщения: Re: Третий контакт на аккумуляторе - нужен ли при разряде?
Добавлено: Ср май 14, 2025 22:40:56
Друг Кота
Карма: 103
Рейтинг сообщений: 3728
Зарегистрирован: Пн фев 09, 2009 22:19:49 Сообщений: 22921 Откуда: Когда-то был прекрасный город для людей
Рейтинг сообщения:0
Многие аккумуляторы имеют на борту BMS с хитрым алгоритмом работы - после срабатывания защиты в ней аккумулятор можно запустить только подключив его на зарядку. Хотя бы на несколько секунд. Но если напряжение на батарее ниже 2.4 В на элемент, то BMS не запустит и зарядку - надо при зарядке ее обходить, подавая напряжение прямо на аккумуляторы. После набора 2.7 В можно дальше заряжать батарею обычным способом.
Я так тоже подумал что так получится. Как я ее не подзаряжал заводская зарядка ставила крест на аккумуляторе. А все почему? Есть такой параметр в акб как внутреннее сопротивление. И когда аккум изнашивается это внутреннее сопротивление увеличивается, и от большой нагрузки напряжение падает быстрее чем обычно. Таким вот не хитрым способом контроллер аккумулятора и определяет состояние акб.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения