Есть проблема. Питание ОУ и таймеров - 5 вольт, а у выбранного мной MOSFETа порог до 4-х (я рассчитывал на питание 9 В). Это плохо. MOSFET будет сильно греться. Выходов два: либо поднять питание до 9В (но тогда нужен другой ОУ), либо выбрать другой MOSFET (с порогом для логики, они, боюсь, будут дороже). Я пошел бы по пути выбора ОУ и питания 9В. Можно поставить LM324, только подтянуть к +U выход S1 резистором в 2-10к и/или подобрать резистор R24 в диапазоне 1-5к для режима 30% мощности.
Лист 1. Все же я порекомендовал бы ТС сделать управление жалюзи минусом. Тогда R19, VT1, R20, R21 и VT2 можно было бы заменить одним MOSFETом, который здесь и радиатора не потребует. Можно поставить постоянные резисторы последовательно с RP1-RP4, чтобы подстроечники работали в более узком диапазоне, это увеличит надежность и легче будет использовать подстроечники одного номинала.
Лист 2. R22 должен быть подключен к +U. Но можно оставить и так, как есть. В первом случае генератор будет стабильнее (не будет влиять выходное напряжение ОУ, особо актуально для LM324), но будет работать и в состоянии "Выкл" (это ни на что не влияет). Во втором случае генератор будет выключаться в состоянии "Выкл" (S0=0).
_________________ Like the eyes of a cat in the black and blue...
Питание ОУ и таймеров - 5 вольт, а у выбранного мной MOSFETа порог до 4-х (я рассчитывал на питание 9 В). Это плохо. MOSFET будет сильно греться. Выходов два: либо поднять питание до 9В (но тогда нужен другой ОУ), либо выбрать другой MOSFET (с порогом для логики, они, боюсь, будут дороже). Я пошел бы по пути выбора ОУ и питания 9В. Можно поставить LM324, только подтянуть к +U выход S1 резистором в 2-10к и/или подобрать резистор R24 в диапазоне 1-5к для режима 30% мощности.
Выбранный мной операционный усилитель LM6134 имеет широкий диапазон питающего напряжения, до более чем 24 V. Я намеренно не указал номинал стабилизированного напряжения питания, имея в виду или 8, или 9 вольт. Пусть будет 9V.
El-Eng писал(а):
Лист 1. Все же я порекомендовал бы ТС сделать управление жалюзи минусом. Тогда R19, VT1, R20, R21 и VT2 можно было бы заменить одним MOSFETом, который здесь и радиатора не потребует.
Ну это решать не нам. Разрешат - поставлю мосфет.
El-Eng писал(а):
Можно поставить постоянные резисторы последовательно с RP1-RP4, чтобы подстроечники работали в более узком диапазоне, это увеличит надежность и легче будет использовать подстроечники одного номинала.
Думал я про это. Опасался, что схема начнёт выглядеть как монстр, поэтому не стал. Да и продстройка температуры срабатывания, как я себе понимаю, может быть достаточно грубая. Добавлю, значит, в следующей версии схемы.
El-Eng писал(а):
Лист 2. R22 должен быть подключен к +U. Но можно оставить и так, как есть. В первом случае генератор будет стабильнее (не будет влиять выходное напряжение ОУ, особо актуально для LM324), но будет работать и в состоянии "Выкл" (это ни на что не влияет). Во втором случае генератор будет выключаться в состоянии "Выкл" (S0=0).
Явный мой ляп, прошу пардону. В пикаде устранил, распечатывать и выкладывать пока не буду.
_________________ Морд - ни лап. Мат, око и дар. А колом? Массам кот или торт? Тротил и ток массам!
Отличный ОУ. Меня сбила с толку фраза "For 5V Supply", не заметил, что дальше указан диапазон 2.7-24В.
Характеристики мне тоже понравились, вот только применять его не доводилось. Впрочем, Техасский Инструмент, в девичестве Национальный Семикондуктор, умеет делать хороший продукт, так что сюрпризов, я думаю, не будет.
El-Eng писал(а):
Может, вообще можно одними постоянными резисторами обойтись.
Наверно, всё-таки надо оставить подстроечные: после замены датчика резисторы придётся перепаивать, а не подкручивать.
_________________ Морд - ни лап. Мат, око и дар. А колом? Массам кот или торт? Тротил и ток массам!
1. доработал схему теперь включение жалюзи происходит минусом 2. реле аварийного включения моторов также включается минусом 3. добавил датчик давления и аварийные лампы для объединения их в общую косу 4. провода идущие в салон объединены в разъём СР2 5. разъём СР1 также идёт в салон, через него осуществляется индикация работы исполнительных устройств и управляющей платы
6. хочу подцепить светодиоды у ногам 1,7,8,14 LM6134 для индикации в салоне, какое там появляется напряжение?(сколько вольт,плюс или минус)
Для этого нужно поставить буферную логическую микросхему с шестью инверторами (CD4009), выходы четырех из них нагрузить на светодиоды (между выходом инвертора и питанием микросхемы (9В) плюс последовательный резистор ~3.9k). Компараторы в схеме mickbell включить так, как было раньше. Тогда получится, что светодиоды будут зажигаться по мере роста температуры. Правильный код для схемы управления моторами нужно получить, используя два оставшихся инвертора.
Varzinstas писал(а):
7. к выходу XT5 также хочу подцепить 3 светодиода загорающиеся в зависимости от режима работы моторов... но пока не могу придумать, как это сделать?
Это не надо делать. Светодиоды, установленные так, как сказано выше, одновременно будут говорить и о режиме работы моторов/жалюзи. Да, схема управления моторами имеет один выход, а не три, как у вас.
_________________ Like the eyes of a cat in the black and blue...
Для этого нужно поставить буферную логическую микросхему с шестью инверторами (CD4009)
To Varzinstas: Будем это делать, или обойдёмся? Мне-то что, я нарисую, а потом придётся паять... Кстати, об изготовлении печатных плат на заводе. Вчера заказал я в Резоните три платки своей же разработки, итого 200 рублей. Недорого. Конечно, раньше уже была оплачена подготовка их к производству - но не мной, а моим халтуродателем.
El-Eng писал(а):
Светодиоды, установленные так, как сказано выше, одновременно будут говорить и о режиме работы моторов/жалюзи. Да, схема управления моторами имеет один выход, а не три, как у вас.
Зелёный, жёлтый, оранжевый, красный. Напрашивается пятый - синий, который светится, пока остальные нет. Правда, они работать будут линейкой, не по одиночке. Хотя... если их включить между ногами 4049 - то именно по одиночке, всегда один из пяти.
_________________ Морд - ни лап. Мат, око и дар. А колом? Массам кот или торт? Тротил и ток массам!
Да, будем делать, на приборной доске которую я попутно ваяю не используются оранжевые диоды... синий, жёлтый, зелёный, красный... ответственно синий будет соответствовать сигналу открытия жалюзи, а жёлтый, зелёный и красный сигналам для моторов. Да, линейкой, так изначально и предполагалось...
El-Eng
Varzinstas писал(а):
Это не надо делать. Светодиоды, установленные так, как сказано выше, одновременно будут говорить и о режиме работы моторов/жалюзи.
Тут немного другая цель, 4-е светодиода индицируют сигналы управления, а 6-ть светодиодов (3 на жалюзи и 3 на моторы) индицируют срабатывание исполнительных устройств... Например, при выходе из строя клчевого транзистора, первая группа светодиодов будет отображать нормальную работу, тогда как, моторы будут стоять, равно как и сигнал к открытия жалюзи никак не отображает открылись ли они, ли застряли в результате выхода из строя мотор-редуктора...
El-Eng писал(а):
Да, схема управления моторами имеет один выход, а не три, как у вас.
Я это понимаю, просто забыл поправить, когда перерисовывал...
Добавлено after 2 minutes 17 seconds: Касательно светодиодов индицирующих режимы работы моторов родил такую схему http://hkar.ru/LIwa Возможно Вы подскажете более изящное решение...
Касательно светодиодов индицирующих режимы работы моторов родил такую схему...
Не понятно, вообще, зачем эта схема. Светодиоду нужен только ток 2-5 мА. Достаточно последовательного токоограничивающего резистора. Что касается контроля срабатывания исполнительных устройств, то отследить все возможные ситуации - сложная задача. Нужно, ведь, скорее, контролировать не подачу напряжения, а величину текущего тока, в зависимости от установленного режима, и анализировать, насколько она соответствует ожидаемой (не сгорел ли ключ (обрыв или кз), не сгорели ли моторы или привод жалюзи и т.д.). Боюсь, схема станет очень сложной для вас (такие задачи решаются микроконтроллером). На мой взгляд, значительно проще определять наличие поломки по поведению индикатора температуры (н-р индикатор говорит о включении моторов на полную мощность, а температура не снижается). Кроме всего прочего, так не появится иллюзия, что все под контролем.
_________________ Like the eyes of a cat in the black and blue...
El-Eng Смысл работы схемы сводится к следующему: в режиме 30% мощности среднее напряжение между плюсом и XT5 будет около 4,2В (14В*0,3) стабилизатор понизит его до 3-х а резистор R1 ограничит ток через зелёный светодиод, резисторы R4 и R5 обеспечат падение напряжения ниже номинального для включения жёлтого и красного светодиодов... в режиме 60% мощности среднее напряжение между плюсом и XT5 будет около 8,4В (14В*0,6) по аналогичному алгоритму включится жёлтый светодиод, а если перед зелёным светодиодом не будет стабилизатора, то R1 не обеспечит достаточного падения напряжения и зелёный светодиод сгорит... тоже самое и с режимом 100%... может я не так размышляю?...
El-Eng писал(а):
Что касается контроля срабатывания исполнительных устройств, то отследить все возможные ситуации - сложная задача.
Тут я с Вами полностью согласен, всего не предусмотришь... Слежение за напряжение питания это компромисс...
El-Eng писал(а):
Нужно, ведь, скорее, контролировать не подачу напряжения, а величину текущего тока, в зависимости от установленного режима, и анализировать, насколько она соответствует ожидаемой (не сгорел ли ключ (обрыв или кз), не сгорели ли моторы или привод жалюзи и т.д.).
Тут не совсем так, с жалюзи всё просто, там срабатывают концевики по ним и идёт слежение, а вот с моторами сложнее, по хорошему нужно проконтролировать вращаются ли они, я читал об одном варианте (к крыльчатке приклеевается небольшая ножка из пластика, а к корпусу мотора оптопара во время вращения ножка проходит через оптопару, что и является сигналом вращения, есть подобное решение с герконом и магнитом) но в условиях тяжёлой эксплуатации надёжность таких решений под вопросом... компромис слежение за напряжением питания моторов...
El-Eng писал(а):
На мой взгляд, значительно проще определять наличие поломки по поведению индикатора температуры (н-р индикатор говорит о включении моторов на полную мощность, а температура не снижается)
Тут Вы частично правы, но... Во-первых при попадании в "засадное место", переходишь на понижайку, добавляешь газу и т.д. всё это вызовет подскок температуры, причём в зависимости от сложности условий разный, конечно с опытом можно будет эмпирическим путём узнать какой подскок считать нормальным а какой нет, но это как-то не изящно)) Во-вторых, предположим я понимаю, что есть отклонение от нормы, что я могу сделать?... включить тумблер принудительного вращения и надеяться, что моторы начали вращаться, т.к. в лесу пытаться починить или хотя бы проверить схему возможностей мало, если будет индикатор я не выходя из машины буду знать, что питание на моторах есть, если при этом я не услышу гула от их работы, вероятно моторы вышли из строя...
Быть может у Вас или mickbell есть идея, как отслеживать вращение моторов простым и надёжным способом? Давайте вместе рассмотрим возможные варианты, коллективный разум сила!
El-Eng писал(а):
Кроме всего прочего, так не появится иллюзия, что все под контролем.
Всё равно найдётся ситуация которую не сможем предусмотреть даже мы в три головы))) проверенно опытным путём...
Боюсь, схема станет очень сложной для вас (такие задачи решаются микроконтроллером).
Я уже много раз говорил в разных кругах, и здесь повторюсь: клиента надо уламывать на то, чтобы он освоил МК. Сначала они все брыкаются, придумывают стопицот причин, чтобы этим не заниматься, а потом не понимают, как раньше обходились без них. У меня перед глазами не один такой экземпляр. Ведь схема на МК получается предельно простая: вход с датчика на внутренний АЦП, два выхода на ключи-мосфеты (вероятно, через драйвер, и то не факт) - и всё! Опционально добавляется интерфейс юзера: кнопки, подстроечные резисторы, светодиоды, ЖК индикатор. Потом такой девайс можно совершенствовать практически не переделывая, просто допрограммировать его, добавляя новые перделки-свистелки.
_________________ Морд - ни лап. Мат, око и дар. А колом? Массам кот или торт? Тротил и ток массам!
А я вот не уверен, что не готовы. Программирование МК - оно ж нынче делается не на ассемблере, а на вполне себе высокого уровня языке. Который, к слову, и знать-то не обязательно, достаточно иметь перед глазами кем-то написанную программу и тырить её кусочками. То есть нет там ничего сложного - особенно когда надо сваять простейший автомат. Потом, если займётесь - Вам точно помогут. Опять же, какие перспективы! Добавите символьный ЖКИ 2 строчки по 16 знакомест, и будет он писать человеческим языком: ВЕНТИЛЯТОР ОСТАНОВИЛСЯ!
_________________ Морд - ни лап. Мат, око и дар. А колом? Массам кот или торт? Тротил и ток массам!
Даже поверхностный взгляд вызывает сомнение в надежности работы схемы. Проще и надежнее поставить светодиод с резистором параллельно моторам (параллельно светодиоду нужно включить обычный диод в обратной полярности для его доп. защиты). При выкл. светодиод не горит, при полной мощности - полная яркость. При 30% и 60%, соответственно 30% или 60% яркости. Вместо светодиода с резистором можно поставить индикаторную лампочку накаливания, тогда разница в яркости будет заметнее из-за нелинейной зависимости яркости лампы от протекающего через нее тока.
mickbell писал(а):
Я уже много раз говорил в разных кругах, и здесь повторюсь: клиента надо уламывать на то, чтобы он освоил МК.
Полностью согласен.
_________________ Like the eyes of a cat in the black and blue...
mickbell Я периодически думаю об МК, но никак он не вписывается в аскетичный УАЗ... Дисплей это конечно круто, но не практично... наблюдать за ним будешь лишь первые две недели... потом 2 недели будешь материться пока ждёшь отображения нужного параметра... потом забъёшь на него и не будешь смотреть... в этом плане лампочки или светодиоды практичней т.к. можно параллельно следить за всеми параметрами... Кстати, если любопытно вот так выглядит приборка http://hkar.ru/LJ1u
El-Eng
El-Eng писал(а):
Проще и надежнее поставить светодиод с резистором параллельно моторам (параллельно светодиоду нужно включить обычный диод в обратной полярности для его доп. защиты).
Пока можно остановиться на этом варианте, как самом простом, но попутно подыскивать чуть более изящные решения...
mickbell и El-Eng На форуме обсуждали индикаторы напряжения, одному из них посвящена статья: download/file.php?id=12800 download/file.php?id=12801 Схема индикатора проще не придумаешь, и в тоже время 5-ть светодиодов загорающиеся при разных напряжениях Поправил схему под 3 светодиода: http://hkar.ru/LJ49 Красный светодиод должен гореть при 12-14В Жёлтый при 7,2-8,4В Зелёный при 3,6-4,2В Вопросы: какой использовать стабилитрон? какие кремниевые диоды? и какие резисторы?
mickbellЯ периодически думаю об МК, но никак он не вписывается в аскетичный УАЗ... Дисплей это конечно круто, но не практично... наблюдать за ним будешь лишь первые две недели... потом 2 недели будешь материться пока ждёшь отображения нужного параметра... потом забъёшь на него и не будешь смотреть... в этом плане лампочки или светодиоды практичней т.к. можно параллельно следить за всеми параметрами...
Дык я и не настаиваю на ЖКИ, светодиоды тоже можно. Что касается вписывания... это ведь как выполнить девайс. Напоминаю: некоторые мои летают на (хотя и двухместных, но всё-таки настоящих) самолётах - которые, пожалуй, поаскетичнее УАЗика будут.
mickbell и El-Eng На форуме обсуждали индикаторы напряжения, одному из них посвящена статья: download/file.php?id=12800 download/file.php?id=12801 Вопросы: какой использовать стабилитрон? какие кремниевые диоды? и какие резисторы?
Лучше бы никакие. Схема мне откровенно не нравится. Прежде всего, своей низкой термостабильностью. Если и будет работать нормально, то в тепличных условиях; на жаре, в холоде начнёт врать. Индикатор можно сделать много на чём. На компараторе, на МК, были и специализированные микросхемы, только я их не помню. Если надо, могу изобразить на компараторе. Но опять же - завтра на работе в обед.
_________________ Морд - ни лап. Мат, око и дар. А колом? Массам кот или торт? Тротил и ток массам!
Схема мне откровенно не нравится. Прежде всего, своей низкой термостабильностью. Если и будет работать нормально, то в тепличных условиях; на жаре, в холоде начнёт врать.
Все верно. Добавлю: яркость светодиодов будет очень разная.
mickbell писал(а):
... были и специализированные микросхемы, только я их не помню.
LM3914 - то, что надо.
_________________ Like the eyes of a cat in the black and blue...
Много размышлял о переходе на МК... Основной аргумент против, это то что уже столько продумано и разработано, схема почти готова к воплощению в устройство, второй аргумент не дающий покоя - это получится ли развивать готовое устройство на МК?! тырить кусочки кода можно когда кто-то уже делал то же, что и ты... в моём случае боюсь придётся осваивать код, а это не просто и не быстро...
Ну аргументов за Вы перечислили много, правда возник ряд вопросов: 1. Если примерно набросать схему того, что мы уже обсудили и придумали, как решать без МК, на сколько она окажется меньше, и не повлияет ли уменьшение схемы на увеличение бюджета? 2. Если переходить на МК... нужно выбрать МК... и выбрать так, чтоб в последствии можно было постепенно перевести на управление им все исполнительные устройства, систему индикации также перенести под его контроль... И снова некоторая неясность: Брать один "мега-мега крутой" МК брать простые дробить исполняемые ими функции и объединять в последствии это в некий МКБУВА (микроконтроллерный блок управления всем автомобилем), но получится ли объединить? 3. Чуть ли не самый важный вопрос: Можно ли минимальными трудо-, бюджето-, временными-... затратами реализовать пока только управление системой охлаждения, а потом по мере придумок "дозаливать" примочки к уже имеющемуся? 4. Сможете ли ВЫ уважаемые mickbell и El-Eng оказывать мне помощь если проект перейдёт на МК?(т.к. я кроме вас на форуме никого не знаю...)
5.
mickbell писал(а):
Если надо, могу изобразить на компараторе.
Наверное, пока не надо, если будет не трудно изобразите, как будет выглядеть наше устройство на МК, примерно...
Господа Коты Ученые ,помните что я вам писал начет МК и деталей милитари(спейс) приемки... похоже все к тому и идет .. толко столко трудов несколких разработчиков зря...начинай сначала по поводу моторов есть накой спосов -контроля оборотов при ШИМе стробируемый детектор измеряющий генераторную ЭДС моторов -котора пропорционална их оборотам замер идет когда ключ ШИМ закрыт и ПП уже завершон делатьэто можно не с частотой несущей ШИМ а много реже скажем 1 раз в 10сек подавая строб на пиковый детектор выборки дале сигнал по вкусу обрабатывается ОУ или мк или лучще шкалный светодиодный индюк на чемто вроде
El-Eng писал(а):
LM3914
Добавлено after 3 minutes 15 seconds: 1 такой с линейкой диодов ставите на обороты мотора второй на контрол температур-это в рамках вашей нынешней аеалной схемы при переделке на мк все иначе много проще и сложне одновремено-ДИ позволит вонтролировать хот десяток параметров на дисплее из матрицы точек
_________________ ZМудрость(Опыт и выдержка) приходит с годами. Все Ваши беды и проблемы, от недостатка знаний. Умный и у дурака научится, а дураку и .. Алберт Ейнштейн не поможет и ВВП не спасет.и МЧС опаздает
Ну аргументов за Вы перечислили много, правда возник ряд вопросов: 1. Если примерно набросать схему того, что мы уже обсудили и придумали, как решать без МК, на сколько она окажется меньше, и не повлияет ли уменьшение схемы на увеличение бюджета?
Скорее, на уменьшение. Даже с учётом покупки программматора (на ебэе рублей за сто и дешевле, правда, я такого не пробовал). Софт для программирования есть бесплатный. Точно затраты можно будет оценить, когда я накидаю схемку с МК, сегодня уже не успел.
Varzinstas писал(а):
2. Если переходить на МК... нужно выбрать МК... и выбрать так, чтоб в последствии можно было постепенно перевести на управление им все исполнительные устройства, систему индикации также перенести под его контроль... И снова некоторая неясность: Брать один "мега-мега крутой" МК брать простые дробить исполняемые ими функции и объединять в последствии это в некий МКБУВА (микроконтроллерный блок управления всем автомобилем), но получится ли объединить?
Не надо на один МК вешать много, он же МИКРО... Так что для вот этой локальной задачки рекомендую банальную и популярную Мегу8 (ATMEGA8A), она есть и в DIP-корпусе, стоит в Промэлектронике 113 рублей (в корпусе TQFP ещё дешевле). Всё необходимое в ней есть.
Varzinstas писал(а):
3. Чуть ли не самый важный вопрос: Можно ли минимальными трудо-, бюджето-, временными-... затратами реализовать пока только управление системой охлаждения, а потом по мере придумок "дозаливать" примочки к уже имеющемуся?
Разумеется. Только тогда надо сразу предусмотреть подключение дополнительной периферии, которая наверняка понадобится. Например, поставить разъём, на который вывести лишние ноги МК, общий провод и питание.
Varzinstas писал(а):
4. Сможете ли ВЫ уважаемые mickbell и El-Eng оказывать мне помощь если проект перейдёт на МК?(т.к. я кроме вас на форуме никого не знаю...)
Я смогу, если со временем проблем не будет. Скорее всего, особых не будет. Да и, я думаю, в соответствующем разделе всяк поможет. А помощь нужна будет только в самом начале.
_________________ Морд - ни лап. Мат, око и дар. А колом? Массам кот или торт? Тротил и ток массам!
Последний раз редактировалось mickbell Ср окт 26, 2016 13:42:52, всего редактировалось 4 раз(а).
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения