Вопрос в следующем. Нужно сделать предварительный усилитель, встроенный в микрофон. Микрофон ленточный, с выходным трансформатором, но слабоватым и шумноватым сигналом.
* Питание фантомное однополярное +48 вольт от последующего преда (батарейки и отдельные БП отпадают).
* Выход балансный * Минимум деталей. * Габариты не имеют значения ---
Мои мысли на этот счет скудны из-за отутствия понимания радиоэлектроники на должном уровне. Пробовал как-то сделать одно- и двухкаскадные преды на полевике КП303E, - что нужно не получилось: усиление-то было, но было также и сильное увеличение уровеня шума относительно сигнала (хотя нужно наоборот), и опять же отуствие балансного выхода, так необходимого для гашения наводок и пр. нечисти.
Спасибо всем, кто выскажется!
_________________ rock! (& roll)
Последний раз редактировалось notnap Вс апр 18, 2010 11:02:54, всего редактировалось 1 раз.
Вы, с принципе, знаете хотя бы блок-схему построения подобного предусилителя для конденсаторных/ленточных (разновидность конденсаторных) микрофонов, чтобы не объяснять "с нуля"? Если можете подождать несколько дней - я должен в начале следующей недели заскочить на студию звукозаписи, у инженера которой видел схему подобного промышленного микрофона.
Скорее всего, без трансформатора не обойтись. Иначе простыми средствами балансный выход не получится. Об этом и у Хоровца и Хилла написано, и даже приведена какая-то простая схема. Кажется, в разделе "малошумящая аппаратура".
_________________ Выслушай и противную сторону, даже если она и противна
Пока суд да дело, приведу блок-схему построения профессионального конденсаторного микрофона (сразу предупреждаю: по памяти!). Резисторы R1, R2, C1 и VD1 формируют напряжение питания для встроенного предусилителя из фантомного, поступающего от пульта.
Разброс фантомного напряжения для микрофонов, например, AKG, может быть от 9 до 52 В. Разница только в номиналах резисторов R3, R4: если для +48В они должны быть 6,8 кОм, то для +12В - 680 Ом, подобранные с точностью не хуже +/- 0,4% ( http://www.akgacoustics.ru/articles/abc.php ). Очевидно, чтобы сохранить ток питания предусилителя. Исходя из минимального значения фантомного напряжения 9 В, логически предположить, что напряжение стабилизаци VD1 должно быть порядка 6...7 В.
Исходя из этих данных, Вы уже сейчас можете пробовать различные предусилители, отбирая их по минимуму шума и собственному току потребления, не превышающему 3...5 мА.
В настоящее время имеется куча малошумящих микромощных ОУ с такими собственными токами потребления, надо только их поискать. Или кто-нибудь присоветует наиболее подходящий.
Компания MEAN WELL пополнила ассортимент своей широкой линейки светодиодных драйверов новым семейством XLC для внутреннего освещения. Главное отличие – поддержка широкого спектра проводных и беспроводных технологий диммирования. Новинки представлены в MEANWELL.market моделями с мощностями 25 Вт, 40 Вт и 60 Вт. В линейке есть модели, работающие как в режиме стабилизации тока (СС), так и в режиме стабилизации напряжения (CV) значением 12, 24 и 48 В.
вчера я с ним созвонился, он обещал схему найти, но я еще не смог подъехать забрать. Давайте подождем еще немного, но, вроде бы, ожидаемая схема относится к конденсаторному микрофону.
В одном из своих предыдущих постов я ввел Вас в заблуждение, сказав, что ленточный микрофон - аналог конденсаторного. На самом деле ленточный микрофон - аналог динамического, только катушка напылена непосредственно на мембрану. Отсюда и совершенно другой подход к построению предусилителя. Если для конденсаторного/электретного микрофонов действительно нужно очень высокое входное сопротивление, то для динамического - наоборот, низкое, как Вы и отметили.
Я бы даже попробовал вообще токовый вход (с близким к нулевому входным сопротивлением, например, на малошумящем ОУ без входного резистора по инвертирующему входу, либо равному выходному сопротивлению катушки. Причем, ОУ включил бы ДО трансформатора (?) - только надо все это пробовать.
Что касается схем, то вторая повторяет идеологию той блок-схемы, что я приводил (питание предусилителя формируется из фантомного). Вот только первый каскад будет крайне термонестабильным (надеюсь, Вы понимаете, почему). Кроме того, у нее выход несимметричный, а это значит, что шнур более 2..3 м будет фонить.
Так что Вы можете попробовать сваять и отслушать несколько предусилителей по разным схемам, а потом, когда вы отберете наилучший - организуем для него совместными усилиями питание.
_________________ Выслушай и противную сторону, даже если она и противна
Что касается схем, то вторая повторяет идеологию той блок-схемы, что я приводил (питание предусилителя формируется из фантомного). Вот только первый каскад будет крайне термонестабильным (надеюсь, Вы понимаете, почему). Кроме того, у нее выход несимметричный, а это значит, что шнур более 2..3 м будет фонить.
Так что Вы можете попробовать сваять и отслушать несколько предусилителей по разным схемам, а потом, когда вы отберете наилучший - организуем для него совместными усилиями питание.
Так чтоб сразу стало понятно, насколько я плохо разбираюсь в электронике, скажу, что в своей жизни я сделал только одну схему (выше упомянутую), и та работала не совсем правильно. Поэтому ищу уже нечто готовое, чтобы собрать и по возможности настроить. Ну, может быть, внести некоторые изменения. Кроме того хотелось бы сузить все варианты до минимума, чтобы не тратить немеренную уйму времени (а у меня на сбор схемы уходит именно столько) на сбор каждой.
_________________ rock! (& roll)
Последний раз редактировалось notnap Вс апр 18, 2010 10:58:53, всего редактировалось 1 раз.
Ну вот, наконец-то добрался до студии... Схему пришлось перерисовывать сначала от руки, а потом - в графическом редакторе. Делал очень тщательно, но ошибки полностью не исключены. Микрофон - Neumann U87, конденсаторный, поэтому сам предусилитель, скорее всего, нужен другой. Важна идеология формирования его питания и балансного выхода на трансформаторе.
Ладно, за выходные я подумкал-подумкал и на Ваше рассмотрение предлагаю вариант усилителя, по принципу работы похожего на тот, что предложили "на одном из форумов", только вторичная обмотка включена не в базы транзисторов, а в их эмиттеры. Такое включение (с общей базой) максимально использует частотные свойства транзисторов и, главное, позволяет исключить электролитические конденсаторы (которые звук отнюдь не улучшают) из цепи прохождения сигнала. Тем более, что Вы писали, что вторичка трансформатора состоит из двух полуобмоток.
Резистивно-конденсаторные фильтры ВЧ (R4C1 и R5C2) задуманы для устранения снижения коэффициента усиления (т.к. смещение на базы транзисторов снимается с их же коллекторов, образуя цепь ООС) но в первом приближении и без них вполне можно обойтись.
Придется подбирать транзисторы по коэффициенту усиления и номиналы резисторов R2 и R3 (с точностью хотя бы +/-0,5%), чтобы на коллекторах транзисторов получить напряжение примерно 20...30 В (половина фантомного). Подстроечный резистор R1 предназначен для симметрирования. выходного напряжения. Однако подстройка R2 и R3 важнее. Резисторы R6, R7 и конденсаторы C3, C4 являются компонентами пульта.
Сначала я думал использовать полевые транзисторы (в принципе, возможно и такое), но дело в том, что, во-первых, желательно использовать не МОП, а с p-n переходом (по шумовым параметрам), а такие трудно найти высоковольтные (подавляющее большинство - до 30 В) и, во-вторых, у полевиков параметры "плывут" со временем намного сильнее, чем у биполярных. Сегодня настроили, а через полгода вся настройка сбилась...
В этой схеме нужно обязательно учитывать тепловой дрейф параметров. Дело в том, что при коллекторных 24В на каждом транзисторе рассеивается по 85 мВт мощности. Конечно, неплохо было бы применить сборки на одном кристалле, но, опять же, практически все они либо низковольтные, либо шумят. Я поступал так: брал два отобранных транзистора в пластмассовом корпусе ТО92 (бочоночки с одной плоской стороной), наносил на плоскость термопроводящую пасту и скреплял их плоскостями вместе колечком из термоусаживающейся трубки. Выводы могут идти как с одной стороны, так и в разные стороны (в зависимости от монтажа на плате). Конечно, это не сборка на одном кристалле, но по крайней мере хоть какая-то взаимная термозависимость обеспечивается. Да и выбор малошумящих и относительно высоковольтных транзисторов (не менее допустимых 50В коллектор-эмиттер) намного шире.
А теперь самое главное: эту схему я не паял и даже не симулировал! Разработана "по аналогии" с другими схемами, которые я делал. Поэтому номиналы резисторов могут выходить за указанные на ней пределы. Это не должно смущать. В принципе, она настолько проста, что надо хорошо постараться, чтобы она не заработала.
По току нам усиливать, в принципе, не надо. Только по напряжению. Все равно основное усиление производится в пульте. Поэтому каскад с ОК ничего не даст, только уменьшит соотношение сигнал/шум (за счет привнесения шума от вводимых компонентов). Балансный вариант с ОЭ, который Вам предложили "на одном из форумов", в принципе, был бы оптимальным, если бы в звуковом тракте не было электролитического конденсатора. Ну не люблю я их, поскольку по определению это - один из самых "шумных" компонентов!!! Тем не менее, не исключено, что эта схема окажется и лучше, чем "моя". Надо слушать. В ней как раз есть "промежуточное" напряжение питания предусилителя, фильтруемое бОльшим конденсатором.
Но ведь неизвестна схема, которую Вы сфоткали! А вдруг предусилитель в ней вообще на ОУ или специализированной м/с, которую и нужно запитывать? Скорее всего, это так, поскольку пластмассовый прямоугольник справа на фотке очень похож на выходной трансформатор.
Цитата:
А почему 24? Подается же 48 на каждый канал?
В идеальном случае (при точной настройке смещения транзисторов, когда их коллекторная рабочая точка находится на наиболее линейном участке характеристики) половина напряжения падает на резисторах пульта и половина - на самих транзисторах. Я писАл, что ее нужно добиваться подбором резисторов R3 и R4. Их номинал зависит от коэффициента усиления транзисторов, потому и должен подбираться. Если удастся этого добиться - то динамический диапазон (перегрузочная способность) будет офигенным.
В общем, у Вас в руках 2 достаточно простых схемы. Попробуйте распаять их на небольших макетках и отслушайте. Ставить в микрофон будете ту, которая Вам больше понравится по звучанию. Вижу, что больше пока что никто ничего не предложит. Если хотите, сбегайте еще на "Датагор" - форум "звуковиков". Глядишь, кто-нибудь еще чего-то присоветует: http://datagor.ru/ ( http://forum.datagor.ru/ ).
_________________ Выслушай и противную сторону, даже если она и противна
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения